Системы подвески ракет - многопозиционное катапультное устройство МКУ-6-5У

Системы подвески ракет на самолетах дальней авиации

Узел подвески вооружения (узел внешней подвески, точка подвески) — конструктивный элемент, установленный на крыле, внутри или под фюзеляжем или крылом самолёта и служащий для крепления пушечного и пулемётного вооружения, авиабомб, торпед, а также ракетного вооружения и т. п.

У авиационных специалистов, как правило, используется термин «держатель» внутренней или внешней подвески для изделий — боеприпасов различного характера, от простых свободнопадающих бомб до крылатых ракет, различных кассет, буёв и т.п.

Для ракет большой дальности предназначены балочные держатели (балки), с которыми дополнительно монтируется масса агрегатов и аппаратуры. Держатели делятся на:

  • кассетные (КД);
  • мостовые (МД);
  • балочные (БД);
  • многопозиционные (барабанные, применяются только на Ту-95МС и Ту-160).

Балочные держатели

Крылатая ракета Х-22Н на подкрыльевом балочном держателе БД-45К самолета Ту-22М3.

Балочными называются держатели, основу конструкции которых составляет силовая балка. Внутри такой балки размещаются составные части самого держателя и других компонентов установки и системы управления вооружением. Балочные держатели рассчитываются на подвеску одного или нескольких средств поражения.

На самолете Ту-22М3 для подвески ракет Х-22, например, применяются балочные держатели БД-45: центральный подфюзеляжный БД-45Ф и подкрыльевые БД-45К.

Х-22М на левом подкрыльевом балочном держателе БД-45К самолета Ту-22М3.
Х-22М на левом подкрыльевом балочном держателе БД-45К самолета Ту-22М3.

Подкрыльевой балочный держатель БД-45К
Балочный держатель БД-352 и ракета КСР-11 под крылом первого реактивного самолета Дальней авиации Ту-16.

Балочный держатель БД-352 и ракета КСР-11 под крылом Ту-16.

Катапультные установки

По мнению специалистов, наиболее рациональным вариантом размещения авиационных средств поражения на самолете, в частности крылатых ракет, является внутрифюзеляжный вариант. В этом случае достигается не только снижение аэродинамического сопротивления, но и защита боезапаса от воздействия внешней среды и уменьшение эффективной отражающей поверхности. В результате снижается и радиолокационная заметность самолета. Безусловно, по этой причине в стратегических бомбардировщиках применяются внутрифюзеляжные многопозиционные поворотные катапультные устройства (МКУ или МПУ).

Многопозиционная катапультная установка МКУ-6-5У, стоящая на Ту-95МС и Ту-160, проворачивается в нужное положение гидроприводом. Из-за отсутствия мощной самолётной гидросистемы на Ту-95 для питания гидропривода используются две (основная и резервная) автономные электрогидравлические установки (АЭГУ). На Ту-160 применяются самолётные гидросистемы. Каждая АЭГУ состоит из двух насосов с асинхронными двигателями МТ-8,5 мощностью 8,5 кВА каждый, а также, бака и датчиков.

В самолетах ДА ВКС применяются следующие пусковые установки:
— МКУ-6-5 — многопозиционная катапультная установка. Пусковая установка барабанного типа, размещается внутри фюзеляжа Ту-95МС, до 6 ракет на ПУ. Другие названия установки — изделие 9А829К2, «барабан», «револьвер». Выброс ракет осуществляется пневматическим толкателем.

Многопозиционная катапультная установка МКУ-6-5У барабанного типа

— АКУ-2 / АКУ-3 — авиационная катапультная установка. Установка размещается под крылом Ту-95МС. АКУ-2 рассчитана лишь на две ракеты и размещается ближе к фюзеляжу. АКУ-3 рассчитана, соответственно, на три ракеты и размещается между двигателями. Выброс ракет осуществляется пневматическим толкателем.

авиационная катапультная установка АКУ-2 АКУ-3

Ту-160 с учетом возможности размещения изделий на двух МКУ-6-5 может нести до 12-ти крылатых ракет. Ту-95МС при размещении ракет на одном МКУ-6-5 несет только 6 штук, а Ту-95МС-16 кроме того может взять еще 10 ракет на внешних подкрыльевых подвесках.

Стратегический бомбардировщик ТУ-95МС-16 с подкрыльевой подвеской ракет

Модернизация

Как уже отмечалось, особенности размещения боезапаса в отсеках самолета предопределили одинаковый принципиальный облик МКУ. Причем, не только отечественных, но и зарубежных. Устройства представляют собой катапульты поворотного барабанного типа. Такие устройства созданы и ими оснащены самолеты Ту-22М3 (МКУ-6-1), Ту-95МС (МКУ-6-5; МКУ-6-5У) и Ту-160 (МКУ-6-5У, МПУ 9А-829К3).

Как известно, разработкой таких устройств для дальней авиации с 1975 года занимается НПП «Старт». По сообщениям представителей разработчика, для российских ВКС успешно прошла испытания и находится в производстве обновленная версия МПУ 9А-829К3. То есть, транспортировать и запускать крылатые ракеты большой дальности российским стратегическим бомбардировщикам станет еще удобнее.

Пусковая установка 9А-829К3 создана для размещения авиационных средств поражения последнего поколения, включая новейшие ракеты Х-101. Именно Х-101 не так давно впервые успешно прошла «боевое крещение». Речь о нанесении ударов с большого расстояния по объектам международных террористов в Сирии.

На НПП «Старт» запущена программа по техническому перевооружению. Мероприятия по модернизации оцениваются примерно в 500 млн рублей. Руководитель холдинга Насенков заявил, что в рамкой данной программы предприятие будет закупать новое импортное оборудование. Его внедрение, безусловно, повысит качественные характеристики выпускаемой продукции. Ведь она поставляется не только по гособоронзаказу, но и имеет серьезный технический потенциал по линии военно-технического сотрудничества.

От VVS