Крылатая ракета Х-55

Стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55

Крылатая ракета Х-55 на вооружении стратегического бомбардировщика ракетоносца ТУ-95МС

Х-55 — «изделие 120», РКВ-500, по кодификации МО США и НАТО — AS-15 Kent.
Х-55 (произносится как «Ха-55») — советская и российская стратегическая авиационная крылатая ракета, разработанная в дубненском МКБ «Радуга» под руководством И. С. Селезнёва в конце 1970-х — начале 1980-х годов для вооружения стратегических бомбардировщиков.

Ракета совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами. Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95 и Ту-160.

История создания

В 1971 году с инициативой о создании новой малогабаритной маловысотной дозвуковой крылатой с ядерной боевой частью ракеты дальнего радиуса действия выступило руководство МКБ «Радуга». Несмотря на первоначальное неприятие, в 1976 году правительство СССР приняло постановление о срочном создании такого ракетного комплекса. МКБ «Радуга» была поручена разработка таких ракет для авиации. Новая ракета получила обозначение Х-55. Сборка первых экспериментальных образцов «изделия 120» начались в Дубне уже в начале 1978 года. Однако, из-за высокой загрузки дубненского производства выпуском Х-22 было принято решение о развёртывании производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). На первых порах там выпускались лишь отдельные части ракеты, с передачей их на досборку в Дубну, но впоследствии был налажен выпуск изделия полностью.

В марте 1978 года Министерством авиационной промышленности во исполнение постановления правительства было принято решение о разворачивании серийного производства КР на ХАПО, то есть ещё до завершения испытаний. Первая серийная Х-55 из установочной партии, полностью собранная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980 года. Носителем новых ракет было принято решение сделать только самолёты Ту-160 и модернизированные Ту-95. Как известно, первый пуск серийной Х-55 был произведён 23 февраля 1981 года. Из первых 12 пусков только 1 закончился неудачей, из-за отказа электрогенератора ракеты. Испытания проводились не только на полигоне 929-го ГЛИЦ, но и на базе НИИАС в Фаустово. Освоение нового комплекса было начато в 1223 ТБАП в Семипалатинске и уже в феврале 1983 года полк начал отработку запуска ракет.

31 декабря 1983 г. комплекс воздушного базирования в составе Х-55 и самолёта-носителя Ту-95МС был официально принят на вооружение. В 1984 году на испытаниях была достигнута дальность 2500 километров, а также была подтверждена высокая точность этих ракет. В декабре 1986 производство Х-55 на ХАПО было свёрнуто и перенесено на завод им. ХХ партсъезда, г. Киров (ныне ОАО «ВМП «АВИТЕК»). Некоторые агрегаты стали выпускаться и на Смоленском авиазаводе.

Особенности конструкции

Ракета построена по нормальной аэродинамической схеме, имеет тонкостенный сварной корпус из алюминиево-магниевого сплава АМГ-6, большая часть внутреннего объёма которого представляет собой топливный бак. Крыло, оперение и носовой обтекатель выполнены из композиционных материалов. Стабилизатор и крыло до пуска ракеты находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.

Двигатель
ТТХ Р95-300
Тяга 300—350 кг
Длина 850 мм
Диаметр 315 мм
Вес 95 кг

Изначально планировалась установка только двухконтурного турбореактивного двигателя ТРДД-50 (изделие 36). Однако, после ряда испытаний в серию пошёл двигатель Р95-300 (изделие 95) разработки «Союз» и изготовления Запорожского моторостроительного завода.

Двигатель размещён в хвостовой части ракеты на специальном пилоне. Перед пуском двигатель выдвигается из корпуса, а его запуск осуществляется пиростартером.

В качестве топлива на КР используется децилин (Т-10) — токсичное синтетическое горючее, созданное специально для этого двигателя. На обычных авиационных видах топлива типа Т-1 или ТС двигатель Р95-300 максимальной мощности не развивает. Поскольку Т-10 чрезвычайно текучая жидкость, при проектировании ракеты было уделено особое внимание герметичности топливной системы. Эта технология была разработана и серийно применялась в Харькове, на ХАПО, потому что Кировское предприятие долго не могло освоить эту технологию.

Децилин Т-10 — углеводород общей формулой C10H16, высококалорийное синтетическое авиационное топливо, компонент жидкого ракетного топлива. Отличается высокой текучестью, токсично.

Стоит отметить, что при своих небольших размерах Р95-300 обеспечивает весовую отдачу 3,68 кгс/кг, что соответствует весовой отдаче ТРД боевых самолётов. Чтобы обеспечить изменение режимов и регулировку тяги в процессе полёта ракеты, двигатель имеет автоматическую электронно-гидравлическую систему управления.

Система наведения

Ракета Х-55 оснащена автономной автокорреляционной инерциальной системой наведения комплексированной с системой коррекции траектории по рельефу местности. Закладываемая в ракету перед пуском программа полёта содержит эталонную цифровую карту рельефа местности по маршруту полёта. В процессе полёта бортовая система управления БСУ-55 обеспечивает сравнение этой карты с реальными показаниями высотомера и выдачу при необходимости соответствующих команд на корректировку курса. Помимо функций автопилота и коррелятора в БСУ-55 также заложена возможность выполнения ракетой манёвров для противодействия перехвату.

Так как полёт на максимальную дальность продолжается несколько часов, для питания аппаратуры ракеты не подходят одноразовые аккумуляторные батареи. На двигателе ракеты установили электрогенератор РДК-300 мощностью 4 кВт.

Специально для ракеты разработана малогабаритная боевая часть с термоядерным зарядом мощностью 200—500 Кт, что, при заданном круговом вероятном отклонении не более 100 метров, несомненно гарантировало бы поражение цели.

В связи со слабостью корпуса ракеты её подвеска на МКУ осуществляется на 4 узла подвески.

Технические характеристики

российская стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55

Параметр Х-55 Х-55СМ Х-555
Длина, м 5,88 6,04
Диаметр корпуса, м 0,514 0,77
Размах крыльев, м 3,1
Стартовый вес, кг 1195 1455* 1280 (1500**)
Масса боевой части, кг 410
Мощность боевой части, Кт ∼ 200—500
Дальность полёта, км 2500 3500 2000***
Двигатель ТРДД-50 / ТРДД Р95-300
Скорость полёта, км/ч 720-830
Высота пуска, м 200—12000 600—12000 200—12000
Высота полёта на маршевом участке, м 40—110
Точность (КВОкруговое вероятное отклонение), м до 100 до 20

* В т.ч. 260 кг топлива в конформных топливных баках.
** В т.ч. 220 кг топлива в конформных топливных баках.
*** Без конформных топливных баков.

Модификации

Ракета Х-55 авиационного базирования существует в нескольких модификациях.

Х-55 — базовый вариант.

Х-55ОК («изделие 121») — модификация, оснащённая корреляционно-экстремальной оптико-электронной системой коррекции, обеспечивающей корректировку траектории ракеты на основе сравнения полученного от оптической системы изображения местности с эталонным, хранящимся в БЦВМ (аналог американской системы DSMAC).

Х-55СМ («изделие 125», РКВ-500Б) — вариант с увеличенной за счёт установки накладных конформных баков до 3500 км дальностью полёта. Принята на вооружение с 1987 года.

Х-65 — тактическая модификация Х-55 с неядерной боевой частью, может применяться с борта тяжёлых истребителей против кораблей.

Х-65СЭ — противокорабельная модификация Х-65.

Х-555 — безусловно, наиболее глубокая модификация ракеты Х-55. В ней улучшенная система управления использует не только инерциально-доплеровскую систему, обеспечивающую коррекцию инерциальной навигационной системы по данным сравнения измеренной радиовысотомером высоты рельефа местности с цифровым эталоном, но и оптико-электронную систему коррекции и спутниковую навигацию. В результате эти меры позволили добиться КВО порядка 20 м. Оснащается боевой частью кассетной либо многофакторной (осколочно-фугасно-зажигательной), массой 410 кг. Однако, увеличение массы БЧ привело к снижению запасов топлива и, как следствие, к уменьшению до 2000 км дальности полёта ракеты. Дальность пуска увеличивается до 2500 км лишь с конформными топливными баками.

Современное состояние

В 1999 году Украина передала России в качестве оплаты за поставку природного газа 575 ракет Х-55 и Х-55СМ.

Начиная с 2000 года, НПО «Сатурн» совместно с Омским Моторостроительным Конструкторским Бюро вело работы по восстановлению производства (для замены двигателей Р95-300) и ремонту «изделия 36». В частности, в крупносерийное производство запущены модификации базовой модели ТРДД-50 — двигатели ТРДД-50А и ТРДД-50АТ. А также, в Омском Моторостроительном Конструкторском Бюро разработали и наладили выпуск ещё одной модификации — двигателя ТРДД-50Б («Изделие 37»).

На обоих предприятиях в настоящее время идёт активный выпуск различных модификаций двигателя ТРДД-50. А также, продолжается активный процесс модернизации старых и разработки новых перспективных крылатых ракет, где используется ТРДД-50.

Боевое применение

Советская российская стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55

С 17 ноября 2015 года в рамках военной операции России в Сирии стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160 стали наносить массированные удары крылатыми ракетами Х-555 и Х-101 по объектам Исламского государства.

Дата Ракета Количество Носитель
17.11.2015 Х-555 8 Ту-95МС
18.11.2015 Х-555 8 Ту-160
19.11.2015 Х-555 5 Ту-95МС
20.11.2015 Х-555 6+8 Ту-95МС, Ту-160

Аналоги: Х-101, BGM-109 «Томагавк», AGM-86 ALCM, AGM-129 ACM, AGM-158 JASSM, Циркон (3M22).

По информации wiki