ДА ВВС РОССИИ

Дальняя авиация Военно-воздушных сил РФ

Крылатая ракета Х-32
Вооружение

Крылатая ракета Х-32

Крылатая ракета Х-32
Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 с крылатыми ракетами нового поколения Х-32.

Крылатая ракета Х-32 стоит на вооружении дальней авиации России. Этот противокорабельный ракетный комплекс по сути обесценил авианосные группировки США. Крейсеры ракетной обороны и авианосцы оказались беззащитными и уязвимыми перед российской армией. Причиной тому стали уникальные характеристики ракеты, которой вооружены стратегические бомбардировщики Ту-22М3М.

Крылатая ракета Х-32

Принятая на вооружение в 2016 году ракета Х-32 имеет сходные габариты с советской крылатой ракетой Х-22. При весе около 5800 килограммов ее длина ∼ 12 метров, диаметр ∼ метра и размах крыльев в три метра. Уменьшен только вес боевой части. Если в Х-22 б/ч весила около 900 килограммов, то у Х-32 ∼ 500 килограммов. Освободившийся объем использован для размещения дополнительного топлива.

Главным отличием Х-32 от предшественницы стала новая радиолокационно-инерциальная система наведения с радиокомандной коррекцией и привязкой к рельефу местности по данным высотомера. По мнению экспертов, ракета обладает весьма высокой защищенностью от помех даже наиболее совершенных средств излучения. У нее также новый более мощный и экономичный двигатель. Х-32 летит к цели с потолком около 40 километров. Скорость полета варьируется в диапазоне от 1100 до 1500 метров в секунду.

Крылатая ракета Х-32

Сопоставление тактико-технических характеристик Х-32 и американской «Standard Missile 6» показывает, что маршевый участок полета нашей ракеты лежит почти на семь километров выше верхней границы зоны поражения американской зенитной управляемой ракеты и почти вдвое превосходит ее допустимую максимальную скорость аэродинамических целей: 1500 против 800 метров в секунду. Вывод: поразить российскую ракету американцы не смогут.Константин Сивков, доктор военных наук.

Таким образом, наиболее мощные и современные крейсеры типа Ticonderoga или эсминца Arleigh Burke оказываются беззащитными перед российскими бомбардировщиками Ту-22М3 с ракетами Х-32.

Как считает эксперт, залп 24 крылатых ракет Х-32 по авианосно-ударной группировке будет фатальным. Вероятность вывода из строя или потопления авианосца составит 0,75-0,85 с уничтожением двух-трех кораблей охранения. Наши самолеты окажутся на рубеже атаки, не входя в зону действия палубных истребителей противника.

Появление серийной гиперзвуковой ракеты, по мнению Константина Сивкова, провозгласит революцию в военно-морском искусстве. Относительный паритет в системе наступление-оборона сменит ситуация, когда потенциал нападения значительно превысит возможности обороны.

На замену Х-22

Х-32 вид спереди

Комплекс должен заменить существующее базовое вооружение самолета Ту-22М — «семейство» крылатых ракет Х-22 «Буря».

Проектирование новых модификаций ракеты Х-22М было начато в 1967 году для Ту-22М. Прежде всего, ракета получила новый двигатель. Ее система управления обеспечивала полет на одном из маршевых чисел Маха (2 и 3,4) на высоте 12 или 22,5 км для «нижней» и «верхней» траектории соответственно. Для радионаводящихся вариантов Х-22М и Х-22П «активная» и «пассивная» была обеспечена возможность захвата цели из-под крыла носителя ГСН ракеты. Активный радиолокационный координатор цели ПГ УР Х-22Н (такой же, как и на старой Х-22) мог использоваться для обнаружения радиоконтрастных объектов вместо бортовой РЛС носителя. Это было достигнуто за счет применения вынесенной системы кондиционирования ГСН, включенной в конструкцию самолета-носителя. Система наведения «автономной» Х-22МА получила систему коррекции по рельефу. За счет чего КВО удалось снизить до величины порядка сравнимой с размерами боевого корабля. Кроме того, появилась возможность поражать цели, лежащие с большим отклонением от курса носителя. Для обеспечения целеуказания пассивной ГСН УР Х-22П была создана система «Курс-Н».

Более совершенным оружием стал самолет Ту-22М3, для которого были спроектированы ракеты семейства Х-22Н. Крылатая ракета Х-22Н имеет несколько модификаций:

Х-22Н с активной радиолокационной системой наведения. Предназначается для поражения не только точечных подвижных, но и неподвижных радиоконтрастных целей. Может комплектоваться не только обычной боевой частью, но и ядерной.

Х-22НА оснащена автономной инерциальной системой самонаведения. Предназначается для поражения групповых рассредоточенных целей. Прежде всего – авианосных групп на ходу с помощью ядерной боеголовки.

Х-22НП имеет пассивную систему наведения. Предназначается для поражения радиотехнических средств противника различных типов – РЛС, навигационных и связных станций. Может комплектоваться не только обычной боевой частью, но и ядерной.

Цели проекта

Известно, что головка самонаведения ракеты Х-22 уже не отвечает современным требованиям, поскольку имеет недостаточную помехозащищенность. Одной из главных целей проекта Х-32 было создание активной радиолокационной ГСН. Она способна менять рабочую частоту и работать в условиях применения противником средств радиоэлектронной борьбы.

Разработка ракеты Х-22 «Буря» (AS-4 «Kitchen» по классификации НАТО) началась ещё в 1958 году. А в 1967 году была принята на вооружение первая модификация этой ракеты. Ракетой Х-22 вооружались полки бомбардировщиков Ту-22. Примерно в тоже время на вооружение дозвуковых бомбардировщиков Ту-16 была принята тяжёлая авиационная противокорабельная ракета КСР-5. Лётные характеристики этих ракет в то время были поистине фантастические.

Ракета Х-22 имела скорость полёта свыше . Пуск ракеты производился на высоте 10-12 километров, после чего стартовый двигатель разгонял её и выводил на высоту свыше 20 километров, на которой ракет выполняла большую часть полёта. Затем запускался маршевый двигатель, который обеспечивал полёт ракеты к цели, а за несколько десятков километров до цели начинала пикирование к ней под углом 30 градусов. Мощнейшая фугасно-кумулятивная боевая часть массой в 900 кг выжигала в корабле противника огромную дыру на глубину до 12 метров, что не оставляло никаких шансов любому не авианесущему кораблю и позволяло нанести крайне тяжёлые повреждения авианосцу. Сопоставимые характеристики имела и крылатая ракета КСР-5 для бомбардировщиков Ту-16.

Однако, данные ракеты имели и крайне существенные недостатки, ограничивающие их боевую эффективность. Главным из них была фактически отсутствующая помехозащищённость головки самонаведения (ГСН) ракеты, которая работала всего лишь на одной частоте.

Данные ракеты средствами ПВО 70-х годов сбить было практически невозможно. Лишь к середине 1980-х, когда появились корабельные ЗРК нового поколения, а в ВМС США начали вступать в строй крейсеры класса «Тикондерога», оснащённые многофункциональной системой управления оружием «Иджис», появилась возможность их поражения.

По мнению специалистов, до сих пор цели с такими характеристиками, какими обладают Х-22, являются предельно сложными даже для современных средств ПВО.

Нововведения

Главным средством борьбы с ракетами Х-22 со стороны вероятного противника были корабельные средства радиоэлектронной борьбы. Первые модификации ракет Х-22 имели ГСН с дальностью обнаружения крупного надводного корабля порядка 300 километров. Для применения данных ракет, требовалось, что бы их ГСН захватили корабль противника, находясь ещё на носителе. А в условиях противодействия корабельных станций помех большой мощности захват цели на носителе был предельно затруднён.

Низкая помехозащищённость ракеты позволяла осуществить подавление её ГСН, а также делала её крайне восприимчивой к пассивным помехам. По этой же причине, одна из множества разработанных схем боевого применения ракет включала предварительный удар «по площадям» ракетами Х-22 с ядерной боевой частью, в районе нахождения АУГ противника с целью выведения из строя средств РЭБ. И лишь после этого должен был наносится удар уже основной группы ракетами с обычной БЧ. Стоит заметить, что данный вариант был одним из десятков разработанных схем атаки АУГ силами морской ракетоносной авиации, кроме того он характерен скорее для самых первых модификаций Х-22. Однако данная схема атаки прочно укрепилась в сознании и очень часто приводится в различных статях на тему возможностей борьбы с АУГ, в качестве доказательства невозможности поражения авианосца противника без применения ядерного оружия.

В 1970-х годах была создана новая версия ракеты Х-22МА, предназначенная для новых бомбардировщиков Ту-22М. А в 1976-м году — ракеты Х-22Н и Х-22НА, предназначенные для еще более совершенного самолета Ту-22М3.

Скорость полёта Х-22Н удалось довести до 4 тысяч километров в час — более километра в секунду. Существенно улучшилась помехозащищённость головки самонаведения — теперь она реализуется на полупроводниковой элементной базе. Впрочем, помехозащищённость всё равно оставалась низкой, т.к. обеспечивалась переключением на несколько фиксированных частот. Однако, активная ГСН была дополнена инерциальной навигационной системой (ИНС), что позволяло производить пуск ракеты в район нахождения АУГ противника, и большую часть пути до цели ракета пролетала автономно и лишь на конечном участке полёта выполнялось включение ГСН, поиск цели и наведение на неё.

Трудности

Такие нововведения существенно повысили вероятность поражения авианосца противника при интенсивном радиоэлектронном противодействии. Ракета Х-22НА имела только инерциальную систему наведения с коррекцией маршрута в соответствии с цифровой картой местности.

Однако, высочайшие лётные характеристики ракеты дались очень дорогой ценой. Х-22 имеет жидкостной ракетный двигатель, для работы которого баки ракеты необходимо заправить тремя тысячами литров крайне токсичного топлива, основными компонентами которого являются несимметричный гептила и концентрированная азотная кислота.

Заправка этих ракет — крайне сложная и опасная операция. Она требует неукоснительного соблюдения техники безопасности. Работы производится личным составом только в костюмах химзащиты. Долго хранить ракеты, заправленные активно «парящим» окислителем и не менее токсичным топливом нельзя, поэтому заправка осуществляется непосредственно перед вылетом. В случае же слива топлива, баки ракеты необходимо промыть специальным нейтрализующим раствором и осушить.

Кроме того, сама ракета весит около 6 тонн, имеет длину почти в 12 метров, диаметр 0,9 метра и размах крыльев более 3 метров. Это не позволяет разместить Х-22 внутри бомбоотсека бомбардировщика Ту-22М3, поэтому ракетоносцы Дальней авиации могут нести её только на внешней подвеске. А это в свою очередь существенно увеличивает сопротивление воздуха при полёте и ограничивает максимальную скорость Ту-22М3 — при размещении боевой нагрузки внутри самолёта, он может развить скорость в 2М, при полёте с 2 Х-22 — не более 1.8М. Однако, с этими недостатками приходится мирится в обмен на высочайшие лётные характеристики ракеты.

Подвеска заправленной ракеты, весящей 6 тонн, под крыло бомбардировщика также является крайне сложной задачей. Для перевозки же одной ракеты (например на другой аэродром) требуется транспортный самолёт размерами и грузоподъёмностью не меньше Ан-12 или железнодорожная платформа.

Таким образом,

подготовка боевого применения бомбардировщиков Ту-22М3 крайне сложная и тяжёлая задача. На ее решение требуется по меньшей мере нескольких часов времени. И она возможна только в условиях крупнейших аэродромов, обладающих всей необходимой инфраструктурой.

В виду многочисленных недостатков ракет семейства Х-22, в конце 1980-х были начаты работы по глубокой модернизации данной ракеты. Распад Советского Союза и кризис 1990-х годов не позволили реализовать программу модернизации данной ракеты. Работы по созданию новой ракеты Х-32 на базе Х-22 были продолжены лишь в начале нового тысячелетия.

Следует отметить, что «Буря» еще послужит: Минобороны России приняло решение вернуть их на вооружение. Списанные ранее ракеты модернизируют до уровня боеприпасов Х-32. Всего планируется модернизировать 32 авиационные управляемые ракеты Х-22. Работы будут вестись на протяжении трёх лет, общая сумма затрат составит порядка 300 млн рублей.

Отличия и преимущества Х-32

При модернизации за внешним сходством зачастую стоит совершенно новое изделие. Ракета Х-32 выполнена в корпусе Х-22 и их геометрические размеры полностью идентичны. Однако, внутри все по-другому. За счёт уменьшенной боевой части удалось увеличить объём баков. Установлен другой более мощный двигатель. А также, в Х-32 используется новая помехозащищённая радиолокационно-инерциальная система наведения с радиокомандной коррекцией и привязкой к рельефу местности от радиовысотомера. Кроме того, вместо автопилота установлена система автоматического управления.

Основным отличием Х-32 от всех крылатых ракет, способных подлетать к надводным и наземным целям с огибанием рельефа местности, является не совсем привычный маневр.

По мнению военных экспертов, после отделения от самолета-носителя и включения маршевого двигателя ракета не прижимается к поверхности, а наоборот, начинает активный набор высоты. Причем скорость, с которой ракета начинает движение к цели, существенно выше всех показателей, достигнутых ракетами предыдущего поколения. Скорость этой ракеты много больше по сравнению с Х-22 и составляет 5400 километров в час. Это уже гиперзвук, а значит, переход в другую «весовую категорию» для ракетного вооружения.

Отдельного упоминания заслуживает «горка» высотой примерно в 30-40 километров. Это своеобразный «хук в голову» для всех существующих ЗРС. Специалисты в области ракетного вооружения отмечают, что маневр с разгоном и активным набором высоты преследует сразу несколько целей. На высотах более 30 километров эффективность ПВО авианосных ударных групп снижается. К тому же, ракета наверняка может выполнять противоракетный маневр и обладает источником помех работе РЛС ЗРК.

Если сложить воедино высоту полета, заложенный в программу управления противоракетный маневр, гиперзвуковую скорость полета и дальность почти в тысячу километров, то получается, что на выходе мы имеем уникальное ракетное вооружение, прямых аналогов которому в данный момент нет и не предвидится.

Тактико-технические характеристики ракеты Х-32

Тактико-технические характеристики ракеты Х-32 схема
Серийная крылатая ракета Х-32 схема.
Обозначение Х-32
Носитель ТУ-22М3М
Тип ГСН Инерциальная навигационная система (ИНС) с активной радиолокационной головкой самонаведения (АРЛГСН)
Дальность захвата РЛС ГСН, км 200–300, при пуске с большей дальности требуется внешнее целеуказание до захвата цели ГСН
Длина, м 11,65
Размах крыла, м 3
Площадь крыла, м² 4,48
Диаметр корпуса, м 0,92
Стартовый вес, кг 5780
Тип боеголовки специальная / фугасно-кумулятивная
Силовая установка 2-х камерный 2-х режимный ЖРД
Скорость полета 3,5–4,6 Маха (от 4000 до 5400 километров в час или 1100–1500 метров в секунду)
Дальность пуска, км 600-1000
Высота пуска, м до 13000
Потолок, м 40000
Крылатая ракета Х-32 опытной серии на пусковом устройстве БД-45К самолёта Ту-22МЗМ
Крылатая ракета Х-32 опытной серии на пусковом устройстве БД-45К самолёта Ту-22М3М

Крылатая ракета X-32 безусловно обладает средствами прорыва ПРО класса Aegis, оснащённой ракетами Standard Missile 6. Во-первых, Х-32 летит к цели с потолком около 40 километров. Это выше высоты действия самой совершенной корабельной ПРО США на 7 км. Во-вторых, скорость X-32 вдвое превосходит допустимую максимальную скорость SM-6 для аэродинамических целей. 1500 против 800 метров в секунду. В-третьих, X-32 на завершающем участке атакует цель в крутом пикировании. Это стандартное средство прорыва ПРО многих РЛС, как правило, не имеющих обзора объектов прямо над собой. И наконец, многочастотная РЛС у X-32 обладает повышенной устойчивостью к современным средствам радиоэлектронной борьбы.

Охотник за авианосцами

Американский авианосец «Джеральд Р. Форд» (USS Gerald R. Ford)
Ту-22М3, вооруженный новейшей крылатой ракетой Х-32, перехват которой практически исключается, уже получил соответствующее прозвище. Он не только «убийца авианосцев» и «охотник за авианосцами», но и их «крылатая смерть».

По разным оценкам, оптимальное количество Ту-22М3, отправленных на перехват авианосной ударной группы – 6-8 самолетов. Если самолеты вооружены ракетами Х-32 в количестве 14–16 единиц, разгром АУГ даже при самой активной обороне гарантирован.

«У авианосцев самые уязвимые места – это отсек силовой установки, отсеки с топливом для самолетов и оружейные склады. Учитывая массу БЧ и подлетную скорость, Х-32 может проломить борт авианосца и оставить дыру размером 20–30 квадратных метров. Если учесть, что действовать ракеты могут и во время сильного шторма, когда условия для работы корабельных РЛС и комплексов ПВО многократно усложняются, забортная вода очень быстро довершит процесс затопления авианосца», – подчеркивает военный эксперт Алексей Леонков.

Шансов нет

Помимо скоростных характеристик и возможности активно противодействовать перехвату, Х-32 имеет отличный запас прочности. Корпус ракеты в состоянии выдержать не только облако огня 20-мм артиллерийского комплекса Vulcan Phalanx, но и прямое попадание зенитной ракеты AIM-7 или трех ракет AIM-9. Все перечисленное – основной ресурс корабельной ПВО, которой и отводится роль защитника АУГ. Х-32 вид спередиСитуация окажется еще более пикантной, если вспомнить о том, что новейший американский авианосец «Джеральд Р. Форд» решили оснащать только ракетным вооружением, полностью отказавшись от артиллерийских систем.

По расчетам вероятность поражения ракеты Х-32 одной «Стандарт-6» вряд ли превысит 0,05–0,08. Причем, при самых благоприятных условиях и целеуказании непосредственно с носителя ЗУР. При стрельбе по данным, например, самолета ДРЛО или другого корабля с учетом ошибок в определении взаимного местоположения, а также времени на обмен информацией ошибка в выводе ЗУР к цели будет больше. В этом случае шанс попасть в Х-32 стремится к нулю (0,01–0,02). То есть, у «Стандарта-6» очень низкие возможности поражения Х-32. А «Стандарт-6» является самой эффективной ЗУР вероятного противника.

Безусловно, Х-32 является великолепным экземпляром российского оружия. Можно предположить, что наше превосходство в этой сфере продлится 10 или даже более лет.

История разработки Х-32

Работы в области гиперзвукового полёта шли в СССР еще с 1980-х гг. Они были направлены на создание не только воздушно-космических транспортных систем, но и новых крылатых ракет различных видов базирования. В них принимало участие и Дубненское МКБ «Радуга». Предприятие построило ряд экспериментальных летательных аппаратов — принципиально новых и модификаций серийных ракет. В частности, для изучения обтекания тела, движущегося с числами М-5 и более на высотах до 40 км, кинетического нагрева его поверхности и особенностей работы системы аэродинамического управления на базе серийной крылатой ракеты Х-22 была построена серия экспериментальных ЛА типа Д-2Б.

Экспериментальная крылатая ракета Д-2Б для исследования полёта с числами М более 5,0
Экспериментальная крылатая ракета Д-2Б для исследования полёта с числами М более 5,0

Испытания показали, что использование баллистических траекторий для пуска крылатых ракет открывает путь к одновременному повышению их дальности и способности к прорыву самой современной ПВО. Всё это было очень важно в свете создания потенциальным противником новых зенитных ракетных комплексов MIM-104 Patriot и SM-2 Standard, а также перехватчиков F-14A/B/D Tomcat, F-15 Eagle и Tornado F.2. Достижения в миниатюризации элементной базы систем управления, снижение теплоотдачи и энергопотребления электронных устройств, а также уменьшение размеров ядерных боевых частей позволяло провести модернизацию удачной ракеты Х-22, значительно увеличив запас топлива и дальность пуска без изменения габаритов изделия.

Система управления ракетным оружием Ту-22М3М

В середине 80-х началось проектирование нового авиационно-ракетного комплекса в составе самолёта-носителя Ту-22М3М (изделие 45.03М). Одновременно проводилась модернизация системы управления ракетным оружием и крылатой ракеты Х-32 (9А2362). Главное отличие в СУРО самолёта заключалось в обеспечении пуска ракеты в предварительно заданной точке. После чего она сама выходила в район поиска цели, пользуясь автономной автокорреляционной гироинерциальной системой навигации. Далее Х-32 включала активную радиолокационную ГСН или поражала цель с заранее заданными координатами в «тихом» режиме ядерной или обычной боевой частью.

Конструкторам удалось увеличить дальность пуска с 80–330 до 800–1000 км. Скорость на траектории выросла с 2160/3600 до 4000. По другим данным скорость увеличилась даже до 5400 км/ч, а высота полёта на баллистической кривой с 22,5 до 40 км. Существенно выросла не только точность наведения, но и скрытность и помехозащищённость ракеты.

Лётно-конструкторские испытания

Первые опытные образцы ракеты Х-32 были изготовлены Дубненским машиностроительным заводом «Радуга» в конце 80-х гг. Вскоре начались её лётно-конструкторские испытания. Они прошли на базе НИИ ВВС в Ахтубинске и трассово-измерительного комплекса на полигоне Эмба. Но в начале 90-х гг. они были прерваны и возобновились только в конце десятилетия. Испытания шли с постоянным отставанием от графика из-за срывов финансирования, организационных и технических проблем.

В 2004 г. программу пересмотрели, установив новый срок сдачи трех лётных Х-32 на 2005 г. Но их производство началось только в 2007 г. Однако, и новый плановый срок 25 ноября 2009 г. также не выдержали. 27 марта 2008 ГосМКБ «Радуга» получило контракт на испытание опытных ракет Х-32 с БЧ ТК-56 на носителе Ту-22М3М в рамках опытно-конструкторской работы «Сонетка».

Одновременно ОАО «Туполев» выполняло ОКР «Адаптация-45.03М», переоборудуя один Ту-22М. Но дополнение к ТТЗ на обеспечение применения с борта объекта 45-03М изделия 9А2362 с БЧ ТК-56 было оформлено только в июне 2010 г. Это привело к срыву сроков начала совместных испытаний. В связи с истечением срока Госконтракта от 27.03.2008 г. и отсутствием решения заказчика о проведении работ, 1 января 2011 г. работы по теме «Сонетка» в ОАО «ГосМКБ «Радуга» были приостановлены.

Изменение военно-политической обстановки бесспорно требовало ответных мер. В декабре 2010 г. на основании Постановления Совмина РФ № 1080-31 от декабря 2010 г. в Гособоронзаказ на 2011–2013 гг. было включено переоборудование самолёта Ту-22М3 в рамках новой ОКР «Потенциал». Работа была поручена ОКБ им. Туполева в плане общих работ по модернизации всего парка самолётов этого типа. Лётные испытания Ту-22М3М и испытания на совместимость с ракетой Х-32 возобновились лишь в конце июля 2013 г. Доводка проводилась на Жуковской летной базе и в Летно-исследовательском институте в Раменском. А затем и в 929-м Государственном лётно-испытательном центре в Ахтубинске, где проводились пуски ракет.

Госприемка

Государственные испытания комплекса завершились с положительной оценкой в конце 2016 г. Комплекс приняли на вооружение и было запланировано доработать под него часть строевых самолётов Ту-22М3 ВКС РФ. Серийный выпуск новых крылатых ракет был развёрнут в г. Дубна. Новые крылатые ракеты Х-32 безусловно уравновесили стремление США и НАТО добиться военного превосходства за счёт внедрения новых систем ПРО.

Использованы материалы dfnc.ruru.wiki