Крылатая ракета Х-15

Авиационная крылатая ракета Х-15

Авиационная крылатая ракета Х-15

Крылатая ракета Х-15 — тактическая ударная аэробаллистическая управляемая ракета, разработка МКБ «Радуга», аналог американской ракеты SRAM.

Авиационная крылатая ракета Х-15

Произносится как «Ха-15». Крылатая ракета Х-15 — советская и российская авиационная баллистическая ракета класса «воздух-поверхность». Другие названия — РКВ-15, «изделие 115», по классификации МО США и НАТО — AS-16 «Kickback». Является аналогом американской ракеты AGM-69 SRAM.

Ракета разрабатывалась в МКБ «Радуга» (г. Дубна) с начала 1970-х годов под общим руководством главного конструктора И.С.Селезнева. В 1978 г. изготовлены опытные образцы ракеты и начато освоение серийного производства ракеты на Дубненском машиностроительном заводе. В 1986 г. ракеты начали поступать в части Дальней Авиации. Из-за задержки с доводкой ракетным комплексом были оснащены только несколько десятков последних серийных Ту-22М3.  А также доработка комплекса задержала и освоение ракет строевыми экипажами — только в декабре 1988 г. первые пуски осуществили летчики 200-го ТБАП. Доработка ранее выпущенных самолетов не осуществлялась.

Ракета принята на вооружение в 1988 г. Впервые ракету публично увидели лишь в марте 1992 г. на показе техники для глав стран СНГ в Мачулищах (Белоруссия).

Х-15 предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами. Самолётами-носителями Х-15 являются стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160.

Особенностью Х-15 является траектория ее полета. Самолет пускает ракету на удалении 50-280 километров от цели. Сразу после старта Х-15 начинает не снижаться, а наоборот, набирать высоту. «Забравшись» по баллистической траектории на 44 тысячи метров, она круто меняет курс и устремляется вниз на умопомрачительной скорости около шести тысяч километров в час. Перехватить ее на этом этапе физически невозможно. Впрочем, широкого распространения ракета не получила из-за сравнительно малой дальности полета — ее целесообразно применять лишь по целям, не защищенным «дальнобойными» системами ПВО.

Конструкция ракеты Х-15

Тактико-технические характеристики ракеты Х-15

Ракета имеет несущий корпус цилиндрической формы и три аэродинамических руля. Грузовой и приборный отсеки ракеты выполнены в виде цельносварной конструкции из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5. Хвостовая часть — из ОТ4-I и ВТ-5. Отсеки фюзеляжа имеют наружную теплозащиту ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию. Рули полностью поворотные, изготовлены из титанового сплава ОТ-4 с наружным теплозащитным покрытием. Носки рулей изготовлены из жаропрочного вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов — из жаропрочной стали ВЖ-100. Обтекатель оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2. Поверхность планера ракеты имеет металлизированное покрытие для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении (источник).

авиационная крылатая ракета Х-15 конструкция

Технологии

При освоении ракеты в производстве в 1978 г. был внедрен новый технологический процесс по изготовлению обтекателей двухслойной конструкции в жестких прессформах методом пропитки под давлением с одновременной запрессовкой на клее ВК-20 двух металлических рам. Кроме того, был внедрен технологический процесс нанесения теплозащитного материала МКТ непосредственно на металлические отсеки в жестких прессформах методом пропитки под давлением, а также процесс нанесения теплозащитного материала на рули методом автоклавного вакуумного формования.

Отрабатывался и технологический процесс по изготовлению обтекателя трехслойной конструкции на связующем материале К-9-70. Сначала формовался слой из ткани ТС-8/3-КТО, второй слой — из Т-11-Р и третий из ТС-8/3-КТО. Каждый слой требовал своей термической обработки. Большие трудности были при обработке технологии теплозащиты гаргротов изделия. Суть в том, что после нанесения теплозащитного слоя была необходима его термическая обработка, в процессе которой нарушались геометрические размеры деталей из стеклопластика. Тогда было принято решение об изготовлении металлических деталей не по конструкторскому чертежу, а по технологическому с упреждением размеров на величину деформации при прессовании в жесткой прессформе.

Возникла необходимость изготовления и крупногабаритных стальных деталей, требующих очень жестких условий термической обработки. Оборудования подходящего не было. Была разработана и построена первая печь ПАП — крупногабаритная, высокотемпературная печь с перепадом температур по зонам в пределах ±50°С. Это позволило качественно проводить термообработку деталей (без остаточной деформации), а иногда в жестких приспособлениях (термокалибровка). Таким методом обрабатывались обечайки из сплава ВТ-20.

В процессе отработки технологии изготовления обтекателей, отсеков планера ракеты, гаргротов, нанесения наружного теплозащитного покрытия этих агрегатов и в испытаниях активное участие принимали специалисты МКБ Радуга С. Н. Озеров, Б. И. Маков, А. А. Осоченко, В. С. Солдатенков, М. А. Харченко, С. А. Куманькова. Совместно с институтом им. Патона была проведена очень важная работа по разработке и оснащению производства стальными отливками конусов методом центробежного электрошлакового литья (ЦЭШЛ). К сожалению, закончить эту работу не удалось ввиду конверсии (источник).

Тактико-технические характеристики ракеты Х-15
Характеристика Х-15 Х-15С
Система наведения инерциальная без коррекции
Двигатель твердотопливный, двухкамерный РДТТ-160
Длина 4,78 м
Диаметр корпуса 455 мм
Размах крыла 0,8 м 0,92 м
Стартовая масса 1100 кг 1200 кг
Максимальная скорость на траектории число МахаДля понимания числа Маха неспециалистами очень упрощённо можно сказать, что численное выражение числа Маха зависит, прежде всего, от высоты полёта (чем больше высота, тем ниже скорость звука и выше число Маха). Число Маха — это истинная скорость в потоке (то есть скорость, с которой воздух обтекает, например, самолёт), делённая на скорость звука в конкретной среде, поэтому зависимость является обратно пропорциональной. У земли скорость, при которой число Маха будет равно 1, будет равна приблизительно 340 м/с (скорость, с использованием которой люди оценивают расстояние до приближающейся грозы, измеряя время от вспышки молнии до дошедших раскатов грома) или 1224 км/ч. На высоте 11 км из-за падения температуры скорость звука ниже — около 295 м/с или 1062 км/ч. Такое объяснение не может использоваться для каких бы то ни было математических расчётов скорости или иных математических операций по аэродинамике. М = 5
Дальность пуска 50-280 км 50-150 км
Максимальная высота полёта по аэробаллистической траектории 40 км
Максимальная высота полёта по баллистической траектории 90 км
Минимальная высота пуска 300 м
Боевая часть термоядерная мощностью ~ 300 Кт
Масса БЧ  150 кг
Пусковая установка многопозиционная катапультная установка МКУ-6-1
Носители Ту-22МЗ, Ту-160, Ту-95МС6
Модификации

Авиационная крылатая ракета Х-15 существует в нескольких модификациях.

Х-15 — базовый вариант, ядерная боевая часть, система наведения инерциальная без коррекции.
Х-15П — предназначена для борьбы с радарами систем ПВО противника. Боевая часть осколочно-фугасная. Система коррекции наведения пассивная, по радиолокационному лучу от цели.
Х-15С — противокорабельная ракета. Боевая часть кумулятивно-фугасная. Система коррекции наведения активная, радиолокационная. Максимальная дальность пуска зависит от размеров цели и составляет 60-150 км. К авианосцу, конечно, не подберешься, но одиночку или корабельную группу без истребительного прикрытия уничтожить таким боеприпасом вполне реально. Бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 могут брать на боевое задание до 24 ракет Х-15С.

схема применения крылатой ракеты Х-15С
Схема применения противокорабельной крылатой ракеты Х-15С.

1 — Обнаружение цели с борта низколетящего самолёта-носителя, определение её скорости и координат, или получение этих данных с борта самолёта-разведчика. Программирование ИНС ракеты.
2 — Отделение ракеты и запуск РДТТ на максимальный режим. Отворот носителя на произвольный угол и уход на предельно малую высоту.
3 — Разгон до скорости, соответствующей числу M=5 с набором высоты до 40 км, в зависимости от дальности до цели. Управление по курсу и тангажу от ИНС и автопилота до подлёта в район цели.
4 — Переход на снижение по баллистической кривой на маршевом режиме работы РДТТ. Включение АРГСН и поиск цели в обзорном режиме.
5 — Захват цели помехоустойчивой АРГСН ракеты, управление от АРГСН с учётом текущей скорости и курса цели. Подрыв проникающей БЧ с учётом угла встречи с преградой.