ДА ВВС РОССИИ

Дальняя авиация Военно-воздушных сил РФ

Авиационная пушка ГШ-23
Вооружение

Авиационная пушка ГШ-23

Авиационная пушка ГШ-23 в кормовой установке ТУ-95МС

Автоматическая авиационная пушка ГШ-23 была принята на вооружение в 1965 году. Однако, до сих пор является одним из самых распространенных авиационных орудий в ВВС РФ.

Первый макетный образец пушки собрался в НИИ-61 в конце 1954 г. В результате кропотливой пятилетней доработки он претерпел множество технологических и конструктивных изменений. К примеру, только ударно-спусковой механизм пушки менялся радикально пять раз. Решение о запуске ГШ-23 в производство принимается в 1959 году. Однако, первые серийные образцы пушки показали низкую живучесть. Это потребовало провести ряд доработок конструкции. Официально ГШ-23 принята на вооружение лишь в 1965 году.

Разрабатывая новое оружие, тульские конструкторы под руководством В.П. Грязева и А.Г. Шипунова использовали так называемую схему Гаста. То есть, пушка имеет два ствола, связанные друг с другом через механизм синхронизации. Как известно, действие такой автоматики основывается на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Движение одного из стволов приводит в действие механизмы пушки, в результате чего происходит перезарядка второго ствола. При выстреле из второго ствола первый подготавливается к стрельбе. Подобная система позволяет увеличить скорострельность примерно вдвое по сравнению с одноствольными системами с коротким ходом ствола, незначительно увеличив габариты и вес оружия. А также, попеременная стрельба из двух стволов позволяет снизить термические нагрузки и обеспечить их приемлемое охлаждение.

Авиационная пушка ГШ-23

Пушка ГШ-23 получила два ствола калибра 23 мм, соединенные специальным механизмом синхронизации. Для упрощения конструкции и сохранения приемлемых габаритов несколько систем орудия взаимодействовали сразу с двумя стволами. Подобные механизмы подачи и выброса боеприпасов и система пироперезарядки позволили сохранить вес орудия на уровне 50 кг при общей длине 1,54 м. В качестве боеприпаса новая авиационная пушка должна была использовать снаряд 23×115 мм, предназначенный для применения с электрическим запалом. Подача ленты с боеприпасами могла осуществляться с любой стороны.

Автоматическая пушка ГШ-23

Длина — 1387 (1537 для ГШ-23Л) мм
Ширина — 165 мм
Высота — 168 мм
Вес — 50,5 (51) кг
Вес снаряда — 173 г
При сравнительной сложности конструкции орудие ГШ-23 имело достаточно высокие характеристики. Начальная скорость снаряда превышала 750 м/с, эффективная дальность стрельбы – 1,8 км. Оригинальная автоматика с использованием двух стволов позволила довести темп стрельбы не только до 2500 выстрелов в минуту, но и значительно повысить этот параметр за время дальнейшего развития проекта.

Автоматическая авиационная пушка ГШ-23Л

Автоматическая пушка ГШ-23 стала оружием боевых вертолетов Ми-24ВП. На этих машинах орудие используется вместе с подвижной пушечной установкой НППУ-24. Пушка с боекомплектом 460 снарядов позволяет эффективно атаковать не только живую силу, но и легкобронированную технику на дистанциях до 1,5-2 км. Возможность наведения пушки в вертикальной и горизонтальной плоскостях, безусловно, повышает гибкость ее применения.

ГШ-23 лента с боеприпасами

Модификации

Дальнейшим развитием пушки ГШ-23 стала ее модификация ГШ-23Л. От базовой версии она отличается только наличием локализаторов, предназначенных для направленного отвода пороховых газов. Локализаторы позволяют отвести пороховые газы от воздухозаборников самолета, а также немного снизить отдачу. Как известно, первым самолетом, на котором была установлена пушка ГШ-23Л, стал истребитель МиГ-21. Этим орудием оснащались МиГ-21 нескольких модификаций. В дальнейшем пушкой ГЛ-23Ш оснащались не только истребители, но и бомбардировщики нескольких моделей. В том числе МиГ-23, Су-15ТМ, Су-17М, Ту-22М, Ту-95. Для последних машин эта пушка до сих пор — главное средство обороны в ближнем бою. ГШ-23 размещается в специальной кормовой установке, позволяет бортовому стрелку (КОУ — командир огневой установки) контролировать заднюю полусферу и «гонять» трассерами истребители противника, если им вздумается пристроиться в хвост самолету.

Пушка ГШ-23Л используется в подвесных контейнерах УПК-23-250, СППУ-22 и ВСПУ-36. Последняя разрабатывалась специально для палубных штурмовиков Як-38 и Як-38М.

ГШ-23 в кормовой установке самолета ТУ-22ГШ-23 (9-А-472) — базовое изделие;
ГШ-23Б — с жидкостным охлаждением;
ГШ-23В — с жидкостным охлаждением вертолётная;
ГШ-23Л (9-А-472-01);
ГШ-23Л1 (9-А-472-02) — с локализаторами для отвода пороховых газов и уменьшения отдачи, длина блока стволов увеличена до 1537 мм;
ГШ-23Л2 (9-А-472-02);
ГШ-23Л3 (9-А-472-03);
ГШ-23Л-Ю — югославская лицензионная модификация, производившаяся для Югославской Народной Армии и на экспорт за рубеж;
ГШ-23Я — модификация для Як-28;
ГШ-23М — с укороченным блоком стволов и темпом стрельбы, повышенным до 4000 выстрелов в минуту.

Завод им. Дегтярева
Автоматическая пушка ГШ-23 была принята на вооружение в 1965 году и буквально через несколько лет стала одним из самых распространенных авиационных орудий в ВВС. Производство пушек этой модели продолжается до сих пор на ковровском Заводе им. Дегтярева.