ДА ВВС РОССИИ

Дальняя авиация Военно-воздушных сил РФ

новейший бомбардировщик Ту-160М
Лента

Первый новейший бомбардировщик Ту-160М

Первый усовершенствованный ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М передан на летно-испытательную станцию для последующих наземных и летных испытаний. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. Состоялся первый полет стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М после модернизации.

Отмечается, что самолет вылетел с аэродрома КАЗ им. С.П. Горбунова. Полет Ту-160М длился полчаса и прошел на высоте 1,5 тыс. метров под руководством летчика-испытателя Жуковской летно-испытательной и доводочной базы Анри Наскидянца. По данным экипажа, полет проходил в штатном режиме, без каких-либо инцидентов, а в ходе полета проверили системы и оборудование самолета.

Каким будет модернизированный Ту-160М

Первый построенный «с нуля» глубоко модернизированный стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М будет передан российскому Министерству обороны в 2021 году. Каким будет обновленный «Блэкджек» в результате модернизации?

Новый Ту-160М2 будет серьезно отличаться не только от старых Ту-160, но и от уже прошедших модернизацию машин. По мнению специалистов авиапрома, в прежнем корпусе будет принципиально новый самолет. Ту-160М в несколько раз увеличит свои боевые возможности. На этом самолете значительно расширяется номенклатура вооружения и очень серьезно увеличиваются точностные характеристики его боевого применения.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160М будет оснащен новой бортовой радиолокационной станцией, новым пилотажным комплексом со всеми самыми современными средствами навигации (в том числе последними лазерными гироскопами), а также системами связи, датчиками, топливными приборами и системами индикации.

У самолета будет и новая система управления оружием, в результате, более точная навигация. Для боевых машин стратегической авиации безусловно исключительно важной характеристикой является его точное определение местоположения: где он находится в совершенно конкретный момент времени, в какой точке надо будет производить, как говорят летчики, «отцеп изделия».

Расстояния до объектов поражения уже будут измеряться многими тысячами километров. Поэтому чем точнее будет произведен «отцеп изделия», тем оно точнее будет доставлено к объекту удара.

Возрастут не только боевые возможности «Белого лебедя», но и параметры машины по ее собственной защите. На основании самых современных наработок для Ту-160М создается принципиально новый бортовой комплекс самообороны или комплекс радиоэлектронной борьбы. Бомбардировщик будет защищен по всем физическим полям не только с земли, от зенитных ракетных систем, но и от всех типов перспективных авиационных средств поражения вероятного противника.

Параллельно идет глубокая модернизация строевых «Белых лебедей» до уровня Ту-160М. По мнению специалистов, эта работа завершится в заданные военным ведомством сроки.

Ранее военные говорили о планах модернизировать все 16 стратегических бомбардировщиков, находящихся на вооружении Воздушно-космических сил ВС РФ.
новейший бомбардировщик Ту-160М
Алексей Никольский / РИА «Новости».

Что касается двигателей для Ту-160М, то в 2014 году перед самарским заводом имени Кузнецова была поставлена задача не просто воспроизвести уникальный советский двигатель, который долго не производился, но и улучшить его характеристики. Экономичность новой силовой установки (получившей название НК-32-02) увеличена примерно на 10%, что позволит бомбардировщику Ту-160М2 летать почти на 1000 км дальше. В 2016-2017 годах было собрано не менее пяти НК-32 второй серии для проведения тестов и отработки технических решений.

Еще ранее при модификации базового газогенератора двигателя значительно повысили газодинамические характеристики лопаточных узлов. Улучшения достигнуты за счет их аэродинамического совершенствования. Модифицированный газогенератор для НК-32 разрабатывался на высокую температуру газов перед турбиной 1750К. На первом этапе государственных испытаний температура составляла 1635К.

Ранее сообщалось, что филиал ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В. П. Чкалова» отправил два первых мотоотсека для нового стратегического бомбардировщика Ту-160М2 на Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев»). Изготовление мотоотсеков для самого крупного в мире сверхзвукового самолета проходило на Новосибирском авиационном заводе им. В. П. Чкалова с января по октябрь этого года. Мотоотсеки для бомбардировщика создавались по электронной модели. Производственный участок, который работал над Ту-160, был оснащен современной мощной компьютерной техникой. Сотрудники предприятия прошли специальное обучение.

Решить накопленные проблемы

Помимо всего прочего, перед авиапромом стоит задача устранить все проблемы, которые накапливались в течение длительного времени на уже стоящих на оснащении Дальней авиации Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3. В частности, необходимо заменить элементы бортового оборудования, срок службы которых уже истек. В первую очередь, производится замена продукции украинских предприятий. Они еще в советские времена участвовали в кооперации соисполнителей.

К сожалению, сегодня и ремонт этого оборудования невозможен, и документация практически утрачена. Украинские блоки в настоящее время демонтируются, и на их место ставятся новые — российской разработки. Причем, как отмечают специалисты, это не просто продление ресурса, это совершенно иные характеристики. Нет смысла повторять вещи тридцатилетней давности, поэтому на самолеты Дальней авиации ставится современное оборудование.

Самыми насущными проблемами в создании Ту-160 для ПАО «Туполев» стали создание цифровой технологической и конструкторской документации. А также обучение рабочего и инженерно-технического персонала. К сожалению, за последние десятилетия в России утратили кадры рабочих высокой квалификации.

Для создания нового ракетоносца необходимо и переоснащение современным оборудованием не только Казанского авиазавода, но и других предприятий. Например, выпускающих комплектующие: двигатели, шасси, пневмо- и гидроагрегаты, другие приборы и электронику.

Как отмечала ранее «Газета.Ru», над упорядочением и оцифровкой технической документации «Туполев» работает совместно с ПАО «Компания «Сухой», ПАО «Корпорация «Иркут», АО РСК «МиГ», ОАВО «ИЛ», ПАО «ТАНТК имени Г. М. Бериева» в режиме «виртуального КБ». Впервые в отечественном авиапроме ведущие конструкторские школы взаимодействуют в одной команде. В результате в состав «команды» вошли КБ Туполева, Яковлева, Бериева, Сухого, Микояна, Ильюшина.

Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970–1980 годах. Как известно, эта машина остается самым крупным и самым тяжелым сверхзвуковым боевым самолетом в мире. Взлетный вес Ту-160 составляет 275 т, максимальная скорость — 2500 км/ч, бомбовая нагрузка — до 45 т. В НАТО самолет получил название «Блэкджек», среди пилотов отечественной авиации он известен как «Белый лебедь».