ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ РОССИИ

КРЫЛЬЯ ЯДЕРНОЙ ТРИАДЫ

модернизация дальней авиации России
Лента

Модернизация дальней авиации России

2 февраля 2019 года Россия и США вышли из договора по ракетам средней и меньшей дальности. Это означает не только создание сухопутных крылатых и баллистических ракет дальностью до 5500 километров, но и то, что американцы не планируют продлять СНВ-3. Договор о стратегических наступательных вооружениях регулирует количество боевых блоков МБР, подводных лодок и, что очень интересно, число тяжелых бомбардировщиков. Предпосылки этому были уже давно, и судя по всему в нашем Минобороны к этому готовились еще с 2015 года.

Согласно СНВ-3, Россия и США могут иметь по 1550 ядерных зарядов на 700 носителях. Среди них подлодки, межконтинентальные баллистические ракеты и стратегические бомбардировщики. Тактическое ядерное оружие под договор не подпадает. Несмотря на свою важность, СНВ-3 находится в тени широко обсуждаемого ДРСМД. Однако, всё чаще звучат высказывания американских политиков о том, что после ликвидации ДРСМД не стоит ждать продление СНВ-3. То есть и мы, и американцы уже во всю готовимся наращивать силы. Однако баллистические ракеты и подводные ракетоносцы – очень дорогое удовольствие. Следовательно, основной упор будет сделан на воздушную компоненту и тому есть доказательства.

Принятые программы

В распоряжении Дальней авиации ВКС России сейчас имеется 16 тяжелых Ту-160 и 64 Ту-95МС. Ту-22М3 включать не будем, так как они не подпадают под СНВ-3. Практически все эти бомбардировщики проходят модернизацию до уровня Ту-160М и Ту-95МСМ. Это позволит им работать в едином информационном поле, а также применять новейшие ракеты Х-101 и Х-102 с дальностью до 5500 километров. После модернизации и ремонта бомбардировщики смогут служить в рядах ВКС как минимум до 2040 года. Кроме того, активно ведётся программа по созданию бомбардировщика «Посланник», ранее известного как ПАК ДА, а также программа по возрождению легендарных «Белых лебедей».

Первые боевые машины новой постройки начнут пополнять ряды ВКС уже в 2021 году, а так как никто не собирается выводить из эксплуатации имеющиеся бомбардировщики и другие виды стратегического вооружения , то можно сделать вывод о том, что Минобороны не рассчитывает на продление СНВ-3. Если же говорить о том, насколько увеличиться количественно Дальняя авиация, то можно предположить, что примерно в два раза. Как минимум будет построено 50 Ту-160М, а также не менее трёх десятков «Посланников». Если сложить с уже имеющимися самолётами, то выйдет цифра в минимум 160 носителей, а это более тысячи крылатых ракет в сумме.

В результате принятых программ, на которые уже выделены внушительные деньги, обеспечили только Казанский авиазавод заказами аж до 2027 года.

Рост боевых возможностей

Подразделения дальней авиации (ДА) России в 2018 году получили пять модернизированных стратегических ракетоносцев — один Ту-160М «Белый лебедь» и четыре Ту-95МСМ «Медведь». Об этом сообщается на сайте Минобороны РФ. В следующем году в войска должны быть поставлены ещё четыре Ту-95МСМ.

Современный парк ДА состоит из ракетоносцев Ту-160 (М/М2) и Ту-95МС (95МСМ), бомбардировщиков Ту-22М3, топливозаправщика Ил-78 и самолётов-разведчиков Ту-22МР. Дальняя авиация входит в ВКС и является воздушным компонентом Стратегических ядерных сил России.

В задачи ДА входит поражение не только авиационных баз, ракетных комплексов, командных пунктов, оперативных центров управления ПВО, но и авианосных группировок, портов, энергетических объектов и гидротехнических сооружений. Удары могут наноситься как ядерным, так и неядерным оружием. А также дальняя авиация может привлекаться к ведению воздушной разведки.

Практической демонстрацией пространственных показателей боевых возможностей командования ДА являются полёты на воздушное патрулирование самолётов Ту-95МС и Ту-160 в удаленные районы. К примеру, в район острова Исландия и акваторию Норвежского моря. А также, на Северный полюс и в район Алеутских островов, вдоль восточного побережья Южной Америки.

В настоящее время состав ДА (с учётом боевых машин, находящихся на хранении) насчитывает почти 120 единиц (16 Ту-160, 60 Ту-95, 40 Ту-22М). В строю находятся чуть менее 60 «стратегов» (16 Ту-160, 30 Ту-95, 12 Ту-22М). Дальняя авиация ВКС принимала участие в войне в Афганистане (1979-1989), югоосетинском конфликте (август 2008), а также в сирийской операции (2015-2018).

Основное место дислокации соединений ДА РФ — гвардейская авиационная база Энгельс в Саратовской области. Кроме России, единственными обладателями дальней авиации являются Соединённые Штаты и Китай. Последний в настоящее время работает над проектом бомбардировщика H-20, призванного заменить Xian H-6 (советский Ту-16).

Модернизация дальней авиации

В 2015 году в России была запущена масштабная программа модернизации парка дальней авиации. На предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) проводится капитально-восстановительный ремонт, установка нового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и более совершенных двигателей. Кроме того, для самолётов ДА были разработаны новые боеприпасы. 17 ноября 2015 года Ту-95МС впервые применили в бою крылатые ракеты воздушного базирования Х-101 дальностью 4,5 тыс. км. Удары были нанесены по инфраструктуре террористов в Сирии.

Медведь

стратегический бомбардировщик Ту-95МС Медведь

Ту-95 является самым возрастным стратегом России. Как известно, свой первый полёт «Медведь» совершил в 1952 году. Однако, как полагают в Минобороны, машина не утратила своей актуальности. Детище КБ Туполева оснащено турбовинтовой силовой установкой НК-12. Двигатель разработки Куйбышевского моторного завода (ПАО «Кузнецов») и сейчас является самым мощным в мире. Он позволяет самолёту преодолевать расстояние в 10,5—15 тыс. км при экономичном расходе топлива. Максимальная скорость машины — 830 км/ч, боевая нагрузка — 20 т, экипаж — 7 человек.

Созданный во второй половине 1960-х годов Ту-22М стал первым в СССР дальним сверхзвуковым бомбардировщиком. Машина способна поражать цели в глубоком тылу противника. Боевое крещение она получила во время войны в Афганистане. Тогда успешно уничтожались авиабомбами объекты моджахедов в горной местности. Дальность полёта Ту-22М в модификации «М3» составляет 6 тыс. км, максимальная скорость — 2,3 тыс. км/ч. Самолёт выдерживает боевую нагрузку до 24 т, в его экипаж входят 4 человека.

Белый лебедь

стратегический бомбардировщик Ту-160 Белый лебедь

Самым новым самолётом ДА ВКС является Ту-160 («Белый лебедь»). Машина впервые поднялась в воздух 18 декабря 1981 года. Уникальность этого стратега заключается в способности преодолевать рубежи ПВО противника на скорости в 2,2 тыс. км/ч на высоте 22 км. В режиме форсажа, например, самолёт может выходить на сверхзвуковую скорость и удерживать её в течение 45 минут. В экипаж Ту-160 входят четыре человека, боевая нагрузка — 40-45 т, дальность полёта — 13,5 тыс. км.

Производство «Белого лебедя», к сожалению, было прекращено в 2008 году. Однако, в 2015 году руководство РФ приняло решение о возобновлении серийного выпуска стратега в модификации «М2» на Казанском авиационном заводе имени Горбунова (КАЗ, филиал ПАО «Туполев»). Первый демонстрационный полёт Ту-160М2 (борт «Пётр Дейнекин») совершил 25 января 2018 года.

В первоначальные планы Минобороны входил выпуск 50 новых Ту-160М2. На текущий момент КАЗ исполняет заказ на производство 10 «Белых лебедей». Контракт стоимостью 160 млрд рублей был заключён в январе 2018 года во время встречи замминистра обороны РФ (сейчас — вице-премьер) Юрия Борисова с главой Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрием Слюсарем.

Действующий авиапарк Ту-160 усовершенствуется до уровня «М2». Данная модификация отличается не только увеличенной дальностью полёта (на 1 тыс. км по сравнению с предшествующим образцом), но и снижением на 10% расхода топлива за счёт более экономичной силовой установки. Самолёт отличает более современная компоновка. В нём реализована концепция «стеклянной кабины» (механические индикаторы заменены на дисплеи), а также «открытого борта» (упрощённая схема интеграции компонентов оборудования от разных производителей).

В конце декабря 2017 года в интервью «Красной звезде» генерал-лейтенант Сергей Кобылаш заявил, что боевая эффективность Ту-160М2 будет в два с половиной раза выше по сравнению с предшествующей моделью. По его словам, за обновлённым «Белым лебедем», безусловно, «сохранятся лидирующие позиции среди стратегических ударных комплексов».

ПАК ДА

перспективный авиационный комплекс дальней авиации

В ноябре 2018 года в ОАК заявили о старте разработки стратега нового поколения. ПАК ДА — перспективный авиационный комплекс дальней авиации. Самолёт будет реализовываться по схеме «летающее крыло» и с широким использованием стелс-технологий. Конструкторы КБ Туполева решили пожертвовать сверхзвуковой скоростью в пользу малозаметности.

Всё оружие машины будет находиться внутри корпуса. Предполагается, что ПАК ДА сможет применять почти все виды известных боеприпасов. Это не только новейшие ракеты, но и корректируемые и управляемые авиабомбы. Дальность полёта перспективной машины составит порядка 12 тыс. км. Его скорость достигнет  1000 км/ч, а взлётная масса будет равна 110 т.

Из размещённой на сайте госзакупок информации следует, что двигатель ПАК ДА сможет отработать без ремонта не менее 600 часов. При этом, его полный ресурс составит 8 тыс. часов, то есть порядка 12 лет эксплуатации. Корпус самолёта будет изготавливаться из композитных материалов с радиопоглощающим покрытием. Как известно, серийное производство машины развернётся в Казани.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев заявил, что ПАК ДА должен полностью заменить боевой авиапарк дальней авиации. Однако, как полагает эксперт, опытно-конструкторские работы и испытания самолёта могут затянуться. Дело в том, что промышленности несомненно придётся решать множество сложнейших инженерных задач. Чтобы дать специалистам время, Минобороны проводит модернизацию строевых машин.

«На мой взгляд, ПАК ДА призван решить большую проблему нашей дальней авиации — её техническое разнообразие. Оно осложняет эксплуатацию и приводит к росту расходов на производство отдельных агрегатов. Например, на всех трёх боевых машинах ДА стоят разные двигатели. На Ту-160 — НК-32, на Ту-95 — НК-25, на Ту-22М3 — НК-12. Это не критично, но более предпочтительно иметь один тип многофункционального ударного самолёта», — отметил Корнев.

Качественно новый уровень

По мнению экспертов, появлением ПАК ДА воздушный компонент стратегических ядерных сил РФ безусловно выйдет на качественно новый уровень. С конца 2020-х годов самолёт начнёт постепенно вытеснять из парка Ту-95МСМ и Ту-22М3М. При этом, как предполагает Корнев, ВКС достаточно долго будут эксплуатировать Ту-160М2.

«По поводу возобновления серийного производства Ту-160 было немало споров. Из-за большого количества титановых конструкций это очень дорогая машина. Бесспорно одно, «Белый лебедь» — прекрасный самолёт. Однако, я придерживаюсь точки зрения, что более целесообразно направить средства в реализацию проекта ПАК ДА. А выпуск Ту-160 закончить, например, десятью серийными образцами. Несомненно именно за ПАК ДА будущее нашей дальней авиации, самого гибкого компонента ядерной триады России», — подытожил Корнев.

«Туполев» начнет строительство нового бомбардировщика «Посланник»
«Туполев» начнет строительство нового бомбардировщика «Посланник»
Фото: Кинокомпания Офицеры ВВС И ВМФ России

По мнению специалистов, ПАО «Туполев» начнет строительство опытных образцов перспективного стратегического бомбардировщика ПАК ДА в ближайшие месяцы.

Завершается передача конструкторской документации на Казанский авиазавод, строительство начнется в ближайшие месяцы.

Как известно, работы над ПАК ДА «Туполев» по контракту с Минобороны ведет с 2009 года. Проект носит шифр «Посланник». Это дозвуковой реактивный самолет, выполненный по схеме «летающее крыло» с использованием стелс-технологий. ПАК ДА призван заменить всю линейку самолетов дальней авиации: Ту-22, Ту-95 и Ту-160. За счет большого арсенала высокоточных средств поражения, в том числе гиперзвуковых ракет. По мнению экспертов, первый полет ПАК ДА может состояться уже в 2025-2026 годах.

08.01.2019г. rg.ru