Имена самолетов Ту-160

имена самолетов Ту-160 Петр Дейнекин

История появления традиции

Самолетам Дальней авиации начали присваивать имена собственные в середине 1990-х годов. В рамках подготовки к параду Победы 1995 года имя «Илья Муромец» получил стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером «06 красный».

Тогда же командующий Дальней авиацией издал соответствующее положение, регламентирующие порядок присвоения имен. Почетные наименования традиционно присваиваются Военным советом Дальней авиации.

К настоящему времени имена собственные присвоены 19 самолетам Ту-160 (один из них — «Михаил Громов» — к сожалению, потерпел крушение в 2003 году).

Помимо Ту-160, в Дальней авиации имена собственные присваивают бомбардировщикам Ту-95МС (в честь городов России), а также Ту-22М3 (в честь выдающихся пилотов).

Имена самолетов Ту-160

12 самолетов названы в честь военных летчиков и военачальников, пять — в честь авиаконструкторов, руководителей производства и пр., по одному — в честь спортсмена и героя древнерусского былинного эпоса.

Ниже приводятся названия самолетов дальней авиации Ту-160 в хронологическом порядке присвоения им имен собственных.

«Илья Муромец»

ТУ-160 ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

RF-94105, 1995 год. Назвали в честь героя русских былин, богатыря, а также одноименной серии российских бомбардировщиков начала XX века.

«Иван Ярыгин»

ТУ-160 ИВАН ЯРЫГИН
RF-94112, 1997 год. Назвали в честь советского спортсмена (1948-1997), борца вольного стиля, двукратного олимпийского чемпиона, а также главного тренера сборной СССР по вольной борьбе, президента федерации спортивной борьбы России.

«Василий Решетников»

Ту-160 Василий Решетников
RF-94102, 1998 год. Получил имя в честь советского летчика (1919), участника Великой Отечественной войны, командующего Дальней авиацией в 1969-1980 годах Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации.

Решетников Василий Васильевич
Легендарный летчик, командующий дальней авиацией Решетников Василий ВасильевичВ годы Великой Отечественной войны Василий Решетников совершил 307 боевых вылетов и принял участие в авианалете на Берлин. А после ее окончания, в мирное время он отвечал за перевооружение дальней авиации, в частности, принимал активное участие в создании самолетов Ту-160 и Ту-22М.

Среди выдающихся советских летчиков-«дальников» Василий Решетников занимает особое место. Практически ровесник дальней авиации, он родился с ней в один день и посвятил ей всю свою жизнь, пройдя долгий путь от простого летчика до командующего.

Еще в 1938 году после окончания школы военных летчиков Василий Решетников был направлен служить в авиацию дальнего действия, где занимал должность летчика-инструктора. С началом войны Василий Васильевич упорно рвался на фронт, но начальство не пустило его, не желая терять своего лучшего наставника. Когда в часть прибыл офицер, отбиравший пилотов в создававшийся тогда 751-й отдельный ночной дальнебомбардировочный полк майора Тихонова, предназначенный для нанесения ударов по объектам в глубоком тылу противника, Решетников пошел ва-банк.

«Я подошел к нему и попросил меня проверить в технике пилотирования ночью. Он как-то так снисходительно ко мне отнесся, говорит, ладно, приготовь машину, я с тобой ночью слетаю», — вспоминает он.

Тогда он поднялся к облакам и показал все, что мог.

«После посадки он протянул мне руку и сказал: «пойдешь к Тихонову»», — рассказал Василий Решетников.

В элитном полку Решетников оказался единственным младшим лейтенантом среди капитанов. Василию Васильевичу во что бы то ни стало хотелось себя проявить. И вскоре такая возможность представилась. В январе 1942 года, когда враг был отброшен от столицы, но еще был очень силен и продолжал наступать на восток, Решетников получил задание лететь на Смоленск, где базировались немецкие самолеты. Из-за морозов вместо четырех самолетов на задание вылетели только два. Спустя час экипаж Решетникова и вовсе остался один. Однако летчик принял решение лететь на Смоленск, что в отсутствии облачности было практически самоубийством.

«Нас обстреляли зенитки. Очень забеспокоился штурман; я говорю, не обращай внимания. Занимайся своим делом, как на полигоне, а за всем остальным я сам посмотрю. Он прицелился, сбросил бомбы, там загорелись машины, и оттуда пошел такой черный дым», — поведал заслуженный военный летчик СССР.

Через полгода Василий Решетников уже принимал участие в авианалете на Берлин. Всего же за годы войны летчик совершил 307 боевых вылетов, его дважды сбивали, но через линию фронта возвращался к своим. Свой последний боевой вылет Решетников совершил 16 апреля 1945 года, во время Берлинской операции.

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Решетникову присвоено звание Героя Советского Союза.

В послевоенные годы, будучи уже командующим, Василий Васильевич отвечал за перевооружение Дальней авиации. Его фронтовая закалка, неуступчивость, принципиальность, знания и опыт помогли решать задачи стратегической важности. Генерал Решетников отверг три модификации Ту-22, но все же добился от конструкторов сверхзвуковой скорости для бомбардировщика. Еще более напряженной была совместная работа над знаменитым «Белым лебедем» — ракетоносцем Ту-160. Однако благодаря упорному труду самолет, который можно назвать гордостью отечественного авиастроения, удалось создать.

По традиции, стратегическим ракетоносцам и бомбардировщикам присваивают имена людей, внесших значительный вклад в развитие дальней авиации, в том числе летчиков-героев. Есть в этой лебединой стае и именной борт «Василий Решетников». tvzvezda.ru

«Михаил Громов»

Бортовой номер «01 красный», 1999 год. Назвали в честь советского летчика-испытателя (1899-1985), совершившего в 1930-е годы несколько рекордных перелетов, в годы Великой Отечественной войны командовавшего воздушными армиями, Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации.

«Александр Голованов»

RF-94104, 1999 год. Назвали в честь советского летчика (1904-1975), командующего авиацией дальнего действия (1942-1948), главного маршала авиации.

«Александр Молодчий»

RF-94106, 2000 год. Назвали в честь советского летчика (1920-2002), участника Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации.

«Александр Новиков»

RF-94109, 2000 год. Назвали в честь советского военачальника (1900-1976), командующего Военно-воздушными силами (1942-1946), командующего Дальней авиацией (1953-1955), главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза.

«Алексей Плохов»

RF-94107, 2001 год. Назвали в честь советского летчика (1921-2006), участника Великой Отечественной войны, прошедшего путь от пилота бомбардировщика ТБ-3 до первого заместителя командующего Дальней авиацией, Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации.

«Василий Сенько»

RF-94114, 2002 год. Назвали в честь советского летчика (1921-1984), штурмана Дальней авиации, участника Великой Отечественной войны, кстати, единственного в истории советской военной авиации штурмана — дважды Героя Советского Союза.

«Павел Таран»

RF-94101, 2002 год. Назвали в честь советского летчика (1916-2005) бомбардировочной авиации, участника Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации, в 1970-1980-е годы — ведущего конструктора Московского машиностроительного завода «Опыт» (ОКБ Туполева).

«Валерий Чкалов»

ТУ-160 ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ

RF-94110, 2004 год. Назвали в честь легендарного советского пилота (1904-1938), как известно, совершившего в 1937 году рекордный беспосадочный перелет из Москвы в США.

«Владимир Судец»

RF-94108, 2004 год. Назвали в честь советского летчика (1904-1981), участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, начальника Главного штаба ВВС, командующего Дальней авиацией (1955-1962), Главнокомандующего войск ПВО страны (1962-1966), маршала авиации.

«Борис Веремей»

2005 год. Назвали в честь летчика-испытателя (1935-2002) Казанского авиазавода и ОКБ Туполева, который 18 декабря 1981 года совершил первый полет на Ту-160, а также участвовал в испытаниях самолетов Ту-16К, Ту-22М и Ту-22М1, Ту-124, Ту-128М, Ту-134, Ту-144, Ту-154, установил 36 мировых авиационных рекордов.

«Валентин Близнюк»

RF-94113, 2006 год. Назвали в честь советского авиаконструктора (1928-2019). Сотрудник ОКБ Туполева, главный конструктор Ту-160, а также консультант в Совете старейшин ПАО «Туполев».

«Виталий Копылов»

RF-94115, 2008 . Назвали в честь советского инженера, хозяйственника (1926-1995), генерального директора Казанского авиазавода им. С. П. Горбунова (1973-1994), строившего в том числе и самолеты Ту-160, Героя Социалистического Труда.

«Николай Кузнецов»

ТУ-160 НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ

RF-94100, 2008 год. Назвали в честь советского конструктора (1911-1995). Занимался созданием не только авиационных, но и ракетных двигателей (в том числе НК-32, установленных на Ту-160). Был главным конструктором Уфимского авиазавода, с 1949 года возглавлял Государственный союзный опытный завод № 2 (ныне — носящее его имя ПАО «Кузнецов», Самара). Дважды Герой Социалистического Труда, действительный член АН СССР и РАН.

«Игорь Сикорский»

RF-94103, 2012 год. Назвали в честь русского и американского авиаконструктора и изобретателя (1889-1972). Создатель самолетов «Русский витязь» и «Илья Муромец», а также, первого в мире серийного вертолета R-4 и других летательных аппаратов.

«Андрей Туполев»

RF-94111, 2012 год. Назвали в честь известного советского авиаконструктора (1888-1972), создателя серий не только боевых, но и пассажирских самолетов «АНТ» и «Ту» (в том числе — нескольких тяжелых бомбардировщиков). Академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда.

«Петр Дейнекин»

имена самолетов Ту-160 Петр Дейнекин

Заводской номер 0804, 2017 год. Получил имя в честь советского и российского военачальника.

Герой Российской Федерации, генерал армии Петр ДейнекинГлавнокомандующий ВВС СССР (1991—1992), Главнокомандующий ВВС ОВС СНГ (1992), Главнокомандующий ВВС России (1992—1998).
Генерал армии, Герой Российской Федерации (1997), доктор военных наук, профессор.

По материалам ТАСС