День дальней авиации России

знак дальней авиацииЕжегодно 23 декабря в России отмечается День дальней авиации – профессиональный праздник всех военнослужащих, имеющих непосредственное отношение к дальней авиации ВВС России. Это сравнительно молодой праздник. Он был учрежден лишь в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС страны Анатолия Корнукова.

День дальней авиации России

Праздничная дата безусловно была выбрана неслучайно, она имеет под собой историческое обоснование. Именно 23 декабря 1913 года свой первый испытательный полет совершил четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец». Это первый в мире серийный многомоторный бомбардировщик авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского. Его по праву называют «прадедушкой» всех современных стратегических бомбардировщиков ВКС России. Лишь год спустя – 23 декабря 1914 года вышел императорский указ Николая II. В результате в России было утверждено постановление Военного совета о формировании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец». Данное событие стало отправной точкой в истории тяжелой бомбардировочной авиации не только в нашей стране, но и во всем мире. В 2018 году дальняя авиация России отмечает уже свой 104-й день рождения.

Первая мировая

В годы Первой мировой войны экипажи эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» совершили порядка 400 боевых вылетов. В 1917 году в составе эскадры насчитывалось 20 четырехмоторных бомбардировщиков. После Октябрьской революции в марте 1918 года началось формирование Северной группы воздушных кораблей (СГВК). Самолеты «Илья Муромец» данной группы должны были привлекаться для полярных экспедиций и разведки Северного морского пути. Однако напряженная обстановка и ожесточенные сражения на фонтах гражданской войны в России не позволили реализоваться данному проекту. В ноябре 1918 года СГВК была переименована в Авиагруппу. Авиагруппа, в свою очередь, в 1919 году получила официальное название – Дивизион воздушных кораблей.

Дальнейшее развитие дальней авиации в нашей стране было связано с принятием на вооружение в 1930-е годы тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Он был спроектирован известным авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. В 1936 году в части ВВС РККА начали поступать новые бомбардировщики ДБ-3, а также и ДБ-3Ф, сконструированные в КБ Сергея Ильюшина.

В 1936-1938 годах авиационные бригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков сводятся в три отдельных воздушных армии особого назначения. Все три армии находились в непосредственном подчинении наркома обороны СССР. В 1940 году части и соединения тяжелых бомбардировщиков вошли в сформированную дальнебомбардировочную авиацию главного командования Красной Армии (ДБА ГК). К началу Великой Отечественной войны в состав ДБА ГК входило 5 авиационных корпусов, 3 отдельных авиационных дивизии и один отдельный авиаполк. По мнению специалистов, на 22 июня 1941 года ДБА насчитывала всего порядка 1500 самолетов и практически 1000 подготовленных экипажей, находящихся в полной боевой готовности.

Великая Отечественная

Первые боевые вылеты советские дальние бомбардировщики совершили уже 22 июня 1941 года. В годы войны экипажи дальней авиации приняли участие во всех крупных сражениях Красной Армии. А также выполняли специальные задания советского командования.

Уже в ходе войны в марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была реорганизована в авиацию дальнего действия, а в декабре 1944 года – в 18-ю воздушную армию. В 1946 году на базе этой армии была образована Дальняя авиация ВС СССР. Всего за годы Великой Отечественной войны летный состав дальних бомбардировщиков осуществил порядка 220 тысяч боевых вылетов. В результате, на позиции и объекты инфраструктуры противника сбросили более двух миллионов авиационных бомб различных калибров.

Послевоенные годы

В 1950-е годы принимается на вооружение реактивная техника. Встали в строй дальние бомбардировщики Ту-16 и стратегические бомбардировщики Ту-95 и 3М. После этого бесспорно произошел настоящий качественный скачок в развитии дальней авиации Советского Союза. В те же годы самолеты и экипажи дальней авиации приступили к освоению неба над Арктикой. За годы с 1970 по 1980-е состав дальней авиации пополнили новые авиационные комплексы. Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 получили на вооружение крылатые ракеты авиационного базирования, обладающей большой дальностью полета.

После вынужденного затишья и простоя, который был связан с распадом Советского Союза и тяжелым экономическим состоянием страны, интенсивность полетов экипажей дальней авиации снова начала расти в 2000-е годы. Так в 2001 году российские стратегические бомбардировщики впервые после десятилетнего перерыва появились в районе над Северным полюсом. В августе 2007 года дальняя авиация России возобновила полеты в удаленных регионах планеты уже на постоянной основе. Патрулирование воздушного пространства осуществляется в регионах экономической деятельности и активного судоходства России. Полеты на воздушное патрулирование выполняются в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов на территории нашей страны.

После завершения Второй мировой войны самолеты дальней авиации принимали участие в боевых действиях. Например, в Афганистане в 1980-е годы и на Северном Кавказе в 1990-х годах. А также, в операции по принуждении Грузии к миру в 2008 году. 17 ноября 2015 года российские дальние и стратегические бомбардировщики взлетели с аэродромов на территории России. Они нанесли массированные удары новыми крылатыми ракетами авиационного базирования X-101 и авиационными бомбами по объектам боевиков террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) на территории Сирии. Эта операция стала первым боевым применением российских стратегов – Ту-160 и самолетов семейства Ту-95. Как известно, в 2015-2017 годах самолеты дальней авиации ВКС России неоднократно привлекались к нанесению авиационных ударов по позициям и объектам террористов на территории Сирийской Арабской Республики.

Наши дни

За 104 года своего существования дальняя авиация России прошла большой путь. Славный путь от первой эскадры четырехмоторных бипланов «Илья Муромец» и до своего современного облика. Сегодня на вооружении дальней авиации ВВС России состоят современные реактивные и турбовинтовые самолеты. Во-первых, это сверхзвуковые стратегические ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 и Ту-160М. Во-вторых, четырехмоторные турбовинтовые стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-95МСМ. В-третьих, это модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3. А также, самолеты-заправщики Ил-78 и иные типы авиационной техники. Только в 2018 году состав дальней авиации пополнился еще четырьмя модернизированными бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-95МС и одним бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-160.

Основным вооружением самолетов российской дальней авиации являются авиационные крылатые ракеты большой дальности, ракеты оперативно-тактического назначения в обычном и ядерном снаряжении, а также, авиационные бомбы различного назначения и калибра.

Памятный нагрудный знак «100 лет дальней авиации ВВС России»В настоящее время в состав дальней авиации России входят:

  • управление командования дальней авиации,
  • две тяжелые бомбардировочные авиадивизии,
  • Центр боевой подготовки и переучивания летного состава,
  • а также различные воинские части связи, обеспечения и тыла.

В 2018 году экипажи самолетов российской дальней авиации успешно выполнили планы по налету, боевой подготовке и боевому применению. Общий налет составил более 20 тысяч часов. За прошедший год в стране проводилось более 40 летно-тактических учений и тактико-специальных учений. Мероприятия проводились с подразделениями и частями обеспечения под непосредственным руководством командующего дальней авиацией, а также командиров соединений и воинских частей. Самолеты дальней авиации и их экипажи принимали активное участие в мероприятиях боевой и оперативной подготовки. По плану вышестоящих органов военного управления принимали участие в масштабных маневрах «Восток-2018». Кроме того, в совместном антитеррористическом учении «Иссык-Куль-Антитеррор-2018». В совместном учении вооруженных сил стран членов ШОС «Мирная миссия-2018». А также, во многих других мероприятиях, в том числе международных.

Новые рубежи

Впервые в 2018 году сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 выполняли полеты на арктическом аэродроме Анадырь. По сообщению пресс-службы Минобороны России, аэродром Анадырь использовался для проведения летно-тактических учений с авиационным полком. Сложность задачи заключалась в том, что посадка осуществлялась после выполнения длительного полета в арктических широтах. И на незнакомый для экипажей стратегической авиации аэродром с неустойчивыми метеорологическими условиями. А также в 2018 году строевые экипажи российской дальней авиации выполнили практические пуски новых управляемых авиационных ракет на морском полигоне по реальной морской цели. Данные пуски были признаны штатными. Все выпущенные ракеты поразили цель, продемонстрировав безусловно высокую эффективность новых российских авиационных систем вооружений.

Как известно, в 2018 году впервые за пять лет самолеты российской дальней авиации выполнили полеты в Венесуэлу. Причем, в составе полноценной авиационной группы. Она состояла из пары стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 и обеспечивающих подразделений. После прилета в Венесуэлу и в результате проведения соответствующей подготовки российские экипажи выполнили специальный полет над акваторией Карибского моря со взлетом и посадкой на аэродроме Майкетия. Благодаря этому, экипажи получили ценный опыт совершения полетов в удаленных географических районах планеты, а также, в условиях южных широт.

23 декабря безусловно профессиональный праздник всех военнослужащих, имеющих отношение к отечественной дальней авиации. Не только действующих, но и бывших, а также ветеранов Великой Отечественной войны.

Памятник Дальней авиации

Памятник Дальней авиации

Девичье поле — старинный малолюдный парк в центре Москвы, недалеко от Садового кольца, между станциями метро Парк культуры и Смоленская.

Сквер, огороженный невысокой чугунной оградой и засаженный старыми деревьями, исторически был украшен двумя памятникам. Монументальным каменным — Льву Толстому, в торце сквера, выходящем в сторону кольца. И более скромным памятником врачу, детскому доктору и основателю больницы Филатову. Он располагается в противоположном торце сквера, смотрящем в сторону Новодевичьего монастыря. А также, типовой бюст военачальника Фрунзе перед фасадом выходящего на сквер здания Общевойсковой академии. В сквере имеется фонтан, к сожалению, не работающий.

К этим памятникам в 2014 году был прибавлен ещё один. Министр Обороны России Сергей Шойгу торжественно открыл памятник лётчикам Дальней авиации на центральной аллее сквера Девичьего поля. Церемония открытия состоялась 12 ноября в год столетия Дальней Авиации России. В ней приняли участие командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант Анатолий Жихарев. А также, последний командующий Дальней авиацией СССР Герой Советского Союза генерал-полковник Василий Решетников.

Памятник, созданный скульптором Салаватом Щербаковым и архитектором Игорем Воскресенским, имеет весьма впечатляющее художественное решение. Он представляет собой три фигуры лётчиков — Российской Империи, Советского Союза и Современной России. Летчик имперского времени одет в подбитую мехом лётную куртку, шлем, краги, галифе и сапоги. На поясе у него кортик, а на груди — орден Святого Георгия. Советский лётчик — Герой Советского Союза, одетый в форму сталинского времени. Современный лётчик стоит по центру, выступая как связующее звено между другими двумя. Он твёрдо и пристально всматриваясь в небо.

Летчики стоят на фоне карты страны, окружённой лавровым венком. Вокруг венка начертан девиз Дальней авиации: «Мастерство. Отвага. Достоинство. Честь». Имперский двуглавый орёл венчает карту. Бронзовая композиция установлена на невысокий гранитный постамент.

Памятник создан по инициативе не только командования и ветеранов Дальней авиации России, но и Российского военно-исторического общества.

Гимн Дальней Авиации России

Как известно, впервые Гимн прозвучал в Москве, на праздничном концерте посвящённом 90-летию Дальней авиации, 25 декабря 2004 г. Его исполнил ансамбль театра народной драмы, в концертном зале «Россия». Автор слов Юрий Баранов, а музыку написала Александра Шевцова.

Чтобы ваш кондиционер работал без проблем, обращайтесь в официальный сервисный центр производителя.

От VVS