ИАС ВВС
7 декабря в нашей стране традиционно отмечается День инженерно-авиационной службы Военно-воздушных сил ВКС России. В 2016 году данная служба отметила свой столетний юбилей. Эта дата не входит в число официальных праздников, отмечаемых в Вооруженных силах РФ. Однако, специалисты ИАС отмечают свой праздник ежегодно в день ее создания – 7 декабря 1916 года.

История инженерно-авиационной службы ВВС

Как известно, временем проверки на практике новых образцов военной техники, теорий, вооружений и даже новых родов войск является война. Не стала исключением из данного правила и Первая мировая. Она дала путевку в жизнь новому роду войск – боевой авиации. Первые аэропланы стремительно ворвались на поля сражений. Они доказали военным свои возможности, посулив еще больший потенциал в будущем. В результате, авиация прочно заняла свое место среди других родов и видов войск.

Тогда же в начале XX века и сформировалась структура военно-воздушных сил. Она включила в себя не только летный состав, но и жизненно необходимый инженерно-технический персонал. Именно он обслуживал и обеспечивал возможность эффективного использования военных летательных аппаратов. Появление в России в 1912 году в структуре военной авиации должностей мотористов, а затем и присвоение им воинских званий в начале Первой мировой войны дало толчок тому, что уже 7 декабря 1916 года была сформирована отдельная служба. Первоначально данную службу называли технико-эксплуатационной. Основной задачей мотористов было техническое обеспечение полетов.

Техническая служба первоначально состояла из механика отряда, двух старших мотористов и обычных мотористов. В таком виде она стала прообразом инженерно-авиационной службы (ИАС). Каждый моторист подчинялся непосредственно летчику и занимался подготовкой закрепленного за ним самолета к полету. Помимо них в авиаотряды входила также специальная хозяйственная команда. Она в свою очередь явилась прообразом современных авиационных тыловых частей.

Самолет Илья Муромец

Стоит отметить, что к началу Первой мировой войны в русской армии уже насчитывалось 263 самолета. Они были сгруппированы в 39 отрядов и вооружались российскими бомбардировщиками «Илья Муромец». Обслуживанием данных отрядов занимался личный состав 6 рот. Каждая из них обслуживала от 4 до 7 отрядов. Отряды, в свою очередь, были сведены в эскадры. В дальнейшем, несмотря на гражданскую войну и ее последствия, структура и количество авиационных частей только увеличивалось, неоднократно при этом изменяясь.

Вторая мировая

ИАС перед началом Великой Отечественной войны в июне 1941 года

К сентябрю 1939 года, когда началась уже Вторая мировая война, роль авиации в боевых действиях возросла многократно. Иногда именно она играла ключевую роль в сражениях. Именно авиация заставит солдат воющих сторон с опаской всматриваться в небо, мечтая иногда о плохих метеоусловиях. Именно авиация положит конец господству на море линейных кораблей. Авиация будет наносить удары по скоплениям живой силы и техники противника не только вблизи линии фронта, но и в глубоком тылу. Ее мишенями станут коммуникации, склады и базы, а также, промышленные объекты.

С началом Великой Отечественной войны в июне 1941 года перед ИАС встали довольно сложные задачи, которые касались в том числе освоения новых моделей самолетов, которые массово начинали поступать на вооружение ВВС РККА, а также их ремонта в результате полученных в боях повреждений. Уже в 1941 году были введены специальные должности заместителя старшего инженера полка по войсковому ремонту, а также инженера по радио. А в 1942 году в состав авиаполка была включена подвижная авиаремонтная мастерская (ПАРМ). Также в ВВС было образовано управление полевого ремонта. Главные инженеры воздушных полков, дивизий, корпусов и армий наделялись правами заместителей командиров по ИАС. При этом в Главном штабе ВВС было образовано Главное управлении инженерно-авиационной службы. Все эти изменения являлись наглядным подтверждением возросшего значения ИАС в боевой деятельности военно-воздушных сил Советского Союза.

В мирное время

Уже после завершения войны тема тесной связи между летным составом и специалистами инженерно-авиационной службы нашла свое отражение в искусстве. По-настоящему культовыми стали художественные фильмы о Великой Отечественной войне. Яркие примеры тому — ленты «В бой идут одни старики» и «Хроники пикирующего бомбардировщика». А роль механика Макарыча в фильме «В бой идут одни старики» в исполнении актера Алексея Макаровича Смирнова стала одной из лучших в его карьере. Фильм полюбился огромному количеству зрителей и остается популярным и сегодня. В 2009 году его лишь полностью колоризировали и отреставрировали (оригинал был снят на черно-белую пленку). При этом в картину ничего не добавлялось и ничего не убиралось.

После завершения Великой Отечественной войны работы у специалистов ИАС только увеличилось. Более того, авиационные части начали постепенный переход на новую реактивную боевую технику, начиналась эра реактивной авиации. Активно шел процесс ее внедрения, подготовки и освоения. Освоение реактивной техники требовало повышения квалификации не только летчиков, но и всего инженерно-технического персонала. ИТС занимался подготовкой ее к эксплуатации, создания новых условий технической эксплуатации и базирования авиационной техники.

Более 100 лет

С 1916 года прошло уже более 100 лет. Но функционирование военно-космических сил России все также невозможно себе представить без наличия развитой системы технического обслуживания состоящей на вооружении техники. Данная работа сегодня успешно решается специалистами ИАС, отмечает официальный сайт Минобороны России. Сегодня в состав специалистов ИАС входит не только наземный персонал (специалисты технической эксплуатации авиационных двигателей, планера самолетов/вертолетов и их систем, различного радиоэлектронного и авиационного оборудования, авиационного вооружения), но и члены летных экипажей авиационной техники. Речь идет о бортовых техниках, бортинженерах, радистах, инженерах по десантно-транспортному оборудованию.

Современные самолеты ВВС

Сегодня основная задача специалистов ИАС заключается в поддержании самолетов и вертолетов российских вооруженных сил в исправном, готовом к выполнению различных летных заданий состоянии. Такая подготовленность техники достигается путем проведения повседневных плановых работ большого количества техников, инженеров и механиков. Подготовкой офицеров ИАС занимается сегодня Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», расположенный в Воронеже.

Инженеры решают задачи обслуживания и подготовки авиационной техники на аэродромах. Офицеры инженерно-авиационной службы принимают непосредственное активное участие во всех этапах жизненного цикла летательных аппаратов. Он начинается от задания требований на научно-исследовательскую работу и заканчивается утилизацией старых образцов боевой авиационной техники. К примеру, специалисты научно-исследовательских организаций ВВС занимаются формулированием параметров будущих боевых летательных аппаратов. От внешнего вида и их летно-технических характеристик, исходя из анализа имеющихся угроз, и до реализуемости на практике предъявляемых требований, безусловно с учетом достигнутого уровня научно-технического прогресса.

Наши дни

Поставка всей новой авиатехники в состав авиационных частей ВКС России начинается сегодня с комплексного приема боевых самолетов и вертолетов. Приемка проводится представителями только инженерно-авиационной службы. В последнее время, к примеру, они принимают около 100 единиц новой авиационной техники в год. Включая не только фронтовые бомбардировщики Су-34, истребители Су-35С и Су-30СМ, но и ударные вертолеты Ка-52, Ми-28Н и Ми-35М. А также транспортно-боевые вертолеты Ми-8 различных модификаций (в том числе арктических) и транспортные вертолеты Ми-26Т.

7 декабря в День инженерно-авиационной службы ВВС поздравляем всех военнослужащих с их профессиональным праздником. Не только бывших, но и действующих, имеющих отношение к этой военной профессии, в особенности ветеранов Великой Отечественной войны.

Образование ИАС ВВС

По материалам из открытых источников. Автор: Юферев Сергей

От VVS