106 лет дальней авиации

Сегодня исполняется 106 лет дальней авиации.

Дальняя авиация — компонент стратегических ядерных сил, составная часть Воздушно-космических сил. Ее назначение — служить для решения боевых задач на всех стратегических направлениях.

План боевой подготовки дальней авиации в 2020 году успешно выполнили в полном объеме. В течение года экипажи дальней авиации налетали более 17,5 тыс. часов. Средний налёт на экипаж, к примеру, составил порядка 100 часов.

В текущем году экипажи Ту-160 Энгельсского соединения выполнили рекордный полёт. Установлены  на максимальную дальность и продолжительность в рамках воздушного патрулирования. Они пролетели около 20 000 километров за 25 часов 25 минут, а также выполнили три дозаправки в воздухе.

Накануне профессионального праздника экипажи Амурского соединения на стратегических ракетоносцах Ту-95МС приняли участие в совместном воздушном патрулировании с экипажами стратегических бомбардировщиков «Хун-6к» ВВС Китая над акваториями Японского и Восточно-Китайского морей. В ходе выполнения задач самолеты обеих стран действовали строго в соответствии с положениями международного права. Нарушений воздушного пространства иностранных государств не допущено.

Немного истории

Как известно, дальняя авиация берет свое начало от эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Это первое в мире соединение тяжелых бомбардировщиков создали на основании решения Военного совета Российской армии. Решение в свою очередь высочайше утвердили 23 декабря 1914 года.

За годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. В воздушных боях ими было уничтожено 12 вражеских истребителей. 39 воспитанников эскадры стали Георгиевскими кавалерами.

С началом Великой Отечественной войны экипажи дальнебомбардировочных частей уже в полдень 22 июня 1941 вступили в боевые действия. В этот день наши летчики уничтожили скопления немецко-фашистских войск в районах Сувалки и Прасныш. 23 июня совместно с морскими летчиками они бомбили объекты глубокого тыла фашистов. А также их союзников в Данциге, Кенигсберге, Варшаве, Кракове, Бухаресте.

За годы войны экипажи дальних бомбардировщиков совершили около 220 тыс. боевых вылетов. В результате они сбросили на войска и объекты противника 2 млн 276 тыс. бомб различного калибра. 312 авиаторов-дальников стали Героями Советского Союза, а шестерых удостоили этого звания дважды.

В 70–80-е годы на вооружение дальней авиации поступили новые авиационные комплексы. Ту-22М, Ту-95МС, Ту-160 подняли на новую высоту роль и место дальней авиации в общей системе обороны страны.

Сегодня на вооружении дальней авиации стоят глубоко модернизированные самолеты. Это стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние бомбардировщики Ту-22М3, а также самолеты-заправщики Ил-78 и другие типы авиационной техники.

Ту-160М/М2 — многорежимный сверхзвуковой стратегический ракетоносец с изменяемой геометрией крыла.

Стратегический бомбардировщик будет комплектоваться полностью обновленным радиоэлектронным бортовым оборудованием и двигателями. Этот ракетоносец рассчитан на новые средства поражения большой дальности.

Ту-160М/М2 на десятилетия вперед будет составлять основу авиационных стратегических ядерных сил. В 2021 году состоится первый полет реактивного стратегического бомбардировщика Ту-160M.

Поддержание летной годности парка Ту-160 и производство Ту-160М2 требуют новых двигателей. АО «ОДК-Кузнецов» из Самары в августе 2014 года подписало контракт на производство двигателей НК-32 серии 2, возобновляя его после паузы в 25 лет.

Двигатель НК-32-02 разработали еще в 1987 году, но его выпуск не осуществлялся из-за проблем с финансированием. Модернизация НК-32-02 коснулась лопаток компрессора и турбины, внутренней аэродинамики, а также внутреннего охлаждения.

Вследствие этого потребление керосина сократилось, а взлетная тяга в 25 т осталась неизменной. ОКБ Туполева заявляет, что в ходе испытаний с новыми двигателями и базовой нагрузкой (шесть крылатых ракет, то есть масса составляет 9 т) Ту-160 может преодолеть 13950 км, что на 1650 км больше стандартной версии. Сейчас двигатель для Ту-160М2 обозначается как НК-32-02М2.

Модернизация оборудования

23 октября 2014 года был одобрен проект модернизации системы управления и бортового оборудования строевых Ту-160 в вариант Ту-160М (изделие 70М). Новый Ту-160М2, весьма вероятно, оснащен тем же оборудованием.

Имеющуюся бортовую РЛС «Обзор-К» заменит новая РЛС семейства «Новелла» НВ1.70, которой занимается АО «Заслон». Ульяновское КБП разрабатывает для Ту-160М новую кабину пилотов с ЖК-мониторами. На самолете будет установлена навигационная система НО-70М с инерциальной системой БИНС-СП-1, системой астронавигации АНС-2009М, а также навигационный компьютер.

Среди других систем фигурируют навигационная РЛС ДИСС-021-70, приемник космической навигации А737ДП, автопилот АБСУ-200МТ и система связи С-505-70. Бортовой комплекс обороны «Редут-70М» является полностью новой разработкой, созданной специально для Ту-160М/М2. НИИ «Кулон» разрабатывает для этого самолета систему госопознавания БКР-70М.

Минобороны в 2021 году планирует приступить к государственным испытаниям модернизированного самолета Ту-160. Планируется, что серийные поставки в войска начнутся в 2023 году. К 2027 году ВКС России получат уже десять этих машин.

Минобороны России

От VVS