ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ РОССИИ

КРЫЛЬЯ ЯДЕРНОЙ ТРИАДЫ

Первый советский стратегический бомбардировщик Ту-4
Самолеты

Первый советский стратегический бомбардировщик Ту-4

Бомбардировщик Ту-4
Бомбардировщик Ту-4 заводской номер 2805103 в Музее ВВС России в Монино.

Ту-4 (изделие «Р», по кодификации НАТО: BULL — «БЫК») — советский поршневой, тяжёлый (дальний, высотный, скоростной) бомбардировщик 3-го поколения. Геометрическая копия и аналог бомбардировщика B-29 ВВС США. Разработчик — ОКБ Туполева, первый полет и начало серийного производства – 1947 год.

Ту-4

— поршневой советский стратегический бомбардировщик, который состоял на вооружении дальней авиации ВВС СССР с 1949 до начала 1960-х годов. Cамолет являлся нелицензионной копией американского бомбардировщика Боинг B-29.

Самолет создавался методом обратной разработки с помощью трёх интернированных во время Второй мировой войны американских B-29. Конструкция и оборудование (вплоть до интерьера гермокабин) были полностью скопированы с американского образца. Исключение составляли лишь пушечное вооружение, винтомоторная группа силовой установки и средства радиосвязи. А также советские двигатели имели мощность 2400 л. с. вместо 2200 л. с. у оригинала. Пушечное оборонительное вооружение состояло из 10 скорострельных пушек калибра 23 мм. Это значительно повышало обороноспособность советской «суперкрепости»по сравнению с 12 пулеметами калибра 12,7 мм у В-29. При этом управление всеми огневыми установками могло осуществляться одним человеком с любого места. Запас бомб составлял 6 тонн. Бомбардировщики-носители ядерного оружия (Ту-4А) могли брать на борт одну атомную бомбу. На этих машинах устанавливалась биологическая защита.

Дальность Ту-4 составляла только 5100 км и не являлась межконтинентальной. Поэтому он относился в ВВС СССР к классу дальних бомбардировщиков. Тогда ещё не существовало эскадрилий тяжёлых стратегических бомбардировщиков нового поколения. Вплоть до середины 1950-х гг. основной ударной силой являлись лишь Ту-4, оснащённые системой дозаправки топливом в воздухе. Они были способны нанести ответные удары по базам США в Западной Европе и в Великобритании.

Освоение серийного производства самолётов Ту-4 в кратчайшие сроки безусловно обеспечило переход советского тяжёлого самолётостроения на новый, более высокий технологический уровень. К примеру, после создания Ту-4 в советском самолётостроении все элементы оборудования сводились в системы. На Ту-4 установили первую в СССР и в мире систему дистанционного управления. Разработкой новой системы занимался Всесоюзный завод № 118. Ныне это ОАО Московский научно-производственный комплекс «Авионика» имени О. В. Успенского.

В СССР самолёт Ту-4 был последним серийным тяжёлым бомбардировщиком с поршневыми двигателями.

Тактико-технические характеристики Ту-4

Тактико-технические характеристики Ту-4

Длина самолета, м30,18
Высота самолета, м8,95
Размах крыла, м43,05
Площадь крыла, м²161,7
Колея шасси, м8,67
Двигатели4 поршневых двигателя АШ-73ТК
Мощность двигателя1770 кВт (2400 л.с.)
Масса пустого самолета, кг32270
Нормальная взлетная масса, кг47500
Максимальная масса, кг66000
Скорость полета макс., км/ч558
Дальность полета макс., км6200
Пробег, м1070
Разбег, м960
Практический потолок, м11200
Экипаж, человек11

Первый советский стратегический бомбардировщик Ту-4 схема

Вооружение дальнего бомбардировщика Ту-4

На самолёте имелось два грузоотсека, в которые загружались свободнопадающие боеприпасы, как правило, в четырёх основных вариантах. Для прицеливания применялся не только радиолокационный прицел «Барий», но и оптический ОПБ-18. Для автоматического сброса бомб имелся электросбрасыватель ЭСБР-45.

Ту-4 мог нести 4 фугасные бомбы ФАБ-3000 или 8 ФАБ-1500, бронебойные БРАБ-500 и БРАБ-1000, более мелкие ФАБ-250М, или по одной большой ФАБ-5000 или ФАБ-6000. А также химические боеприпасы ХАБ-500-280С и ХАБ-250-150С, снаряжённые сгущённой смесью иприта и люизита. В морских частях на самолёт можно было подвесить донные или якорные мины. Но главным оружием самолёта, бесспорно, считалась 1200-килограммовая ядерная бомба «Татьяна» с 30-кт зарядом РДС-4Т.

Если первые серийные машины, начиная с Ту-4, № 220004, имели систему пушечного оборонительного вооружения ПВ-20 с пушками Б-20Э, то в дальнейшем, начиная с 32-й серии самолеты оснащались системой ПВ-23 с пушками НР-23.

В 1948 году начались работы над крылатыми ракетами КС-1. Модификация Ту-4К, предназначенная для работы с ними, была разработана в 1951 году. В результате успешных лётных испытаний в 1952 году машина поступила на вооружение морской авиации. А также рассматривался проект оснащения Ту-4 турбовинтовыми двигателями. Однако, поскольку ожидавшийся выигрыш в ТТХ составлял всего лишь 10-15 %, проект так и не вышел из стадии разработки. Кстати, как и система «Бурлак» — идея использования Ту-4 в качестве буксировщика двух истребителей МиГ-15, использующихся для его защиты.

Модификации

Ту-4 — базовый серийный дальний бомбардировщик.

Ту-4А — носитель атомной бомбы, на фюзеляже была нарисована красная молния.

Ту-4 — танкер-дозаправщик. Для создания полномасштабного образца было выделено два самолёта Ту-4 постройки завода №22. Дальше были доработаны 12 самолётов Ту-4 постройки завода №18, которые поступили на испытания в 1952 году. Оборудованные системами дозаправки топливом в полёте по системам «шланг-конус» для самолётов фронтовой авиации и по системе «с крыла на крыло» для самолётов дальней авиации.

Ту-4Р — дальний разведчик. От бомбардировщика отличался лишь дополнительным оборудованием: фотоаппаратурой, станцией радиоразведки, станцией постановки активных радиопомех, устройствами для постановки пассивных радиопомех.

Ту-4К — носитель крылатых ракет КС-1.

Ту-4Д — (самолёт «76») — десантно-транспортный самолёт, переделывались из серийных Ту-4, всего было переоборудовано 300 самолётов Ту-4.

Ту-4Т — транспортный вариант, доработан из серийного бомбардировщика Ту-4.

Ту-4ЛЛ —«летающая лаборатория» для доводки перспективных вариантов авиационных силовых установок.

Ту-70 — опытный дальнемагистральный пассажирский самолёт с герметичной кабиной большого объёма. В конструкции планера использованы крыло и оперение от самолёта В-29. Серийно не выпускался в связи с началом разработки самолёта Ту-104.

Ту-75 — опытный грузовой вариант самолёта Ту-70. В конструкции фюзеляжа реализованы усиленный грузовой пол и погрузочно-разгрузочная рампа в хвостовой части. Серийно не выпускался в связи с началом разработок в СССР специализированных транспортных самолётов Ан-8 и Ан-12.

Ту-80 — опытный дальний бомбардировщик, глубокая модернизация серийного Ту-4, (улучшенный вариант Ту-4), серийно не выпускался в связи с началом разработки самолёта Ту-16.

Ту-85 — опытный стратегический бомбардировщик, дальнейшее развитие самолёта Ту-80, серийно не выпускался в связи с началом разработки самолёта Ту-95.

KJ-1 — опытный самолёт ДРЛО Китайской Народной Республики.

KJ-1 опытный самолёт ДРЛО Китайской Народной Республики