Первый реактивный самолёт дальней авиации Ту-16 Барсук

Первый советский массовый реактивный тяжелый двухмоторный многоцелевой — все это про легендарный самолет дальней авиации Ту-16.

Ту-16 (изделие «Н», по кодификации НАТО: BADGER — «БАРСУК») — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и др. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.

Состоял на вооружении СССР, России и государств СНГ на протяжении около 50 лет. А также состоял на вооружении Египта, Ирака, Сирии и Индонезии, производился под названием Xian H-6 в Китайской Народной Республике. Всего за время производства изготовили более полутора тысяч самолётов Ту-16.

самолёт дальней авиации Ту-16 в Монино
Самолет дальней авиации Ту-16М в Музее Военно-воздушных Сил в Монино.

Как все начиналось

Первым советским послевоенным дальним носителем ядерного оружия стал Ту-4. Этот поршневой четырёхмоторный самолёт, по сути, копия американского B-29 Superfortress. Однако, уже во второй половине 1940-х годов стало ясно, что будущее дальней авиации за самолётами с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями. Это подтвердили итоги Корейской войны, показавшие сложность прорыва мощной ПВО тихоходными B-29, пусть и хорошо вооружёнными. Кроме того, советскому военно-морскому флоту требовался самолёт для сдерживания превосходящих надводных сил западных флотов.

Техническое задание на создание самолёта с рабочей дальностью около 3000 км, околозвуковой крейсерской скоростью и бомбовой нагрузкой 3—7 тонн было готово уже в 1948 году. Однако, его разработку сдерживала неготовность подходящего двигателя.

Прототипы

В это время конструкторское бюро Туполева разрабатывает ряд экспериментальных моделей, послуживших прототипами Ту-16. В их числе безусловно следует упомянуть модель «82». Это был первый фронтовой бомбардировщик со стреловидным крылом и двумя реактивными двигателями. Самолёт «82» не пошёл в серию из-за того, что на вооружение был принят Ил-28 конкурирующего конструкторского бюро Ильюшина. Однако, его наработки использовались при проектировании фронтового бомбардировщика Ту-22. Непосредственным предшественником Ту-16 стал проект «86», разработка которого началась в конце 1948 года, а завершилась к лету 1949 года. Проект, к примеру, предполагал дальность полёта с 2 тоннами бомб до 4000 км, максимальную скорость на высоте 6000 м — 980 км/ч, практический потолок — 13400 м.

29 августа 1949 года СССР провёл испытания ядерной бомбы РДС-1 и начал подготовку к серийному производству бомбы РДС-3. Новые дальние бомбардировщики должны были доставить до цели это изделие, вес которого превышал 5 тонн. Ядерный боеприпас потребовал не только термостатированного бомбового отсека, но и мер защиты от воздействия поражающих факторов ядерного оружия на экипаж и самолёт. Требовался бомбардировщик, доставляющий ядерную бомбу на дальность, доступную Ту-4, но способный летать вдвое быстрее его. Исследования конструкторского бюро Туполева по проекту «86» показали, что скоростной дальний реактивный носитель ядерного оружия может быть получен только увеличением массы и размера, с увеличением тяги двигателей в 1,5 — 2 раза.

Так начат проект «88» с расположением более мощных двигателей в корне крыла, а не под ним, некоторое время разрабатывавшийся инициативно. Часть решений проекта «86», а именно, состав и расположение экипажа, оборонительного вооружения, перенесли в проект «88». Из проекта «88» и появился в последствии самолет дальней авиации Ту-16. Эскизный проект самолёта утвердили 5 июля 1951 года.

Конструкция Ту-16 включала ряд принадлежащих лишь ему черт, придавших самолёту очень характерный внешний вид. Это и «утопленные» в фюзеляж гондолы двигателей, большая стреловидность хвостового оперения, а также, жёсткая конструкция крыла большого удлинения.

Первый реактивный стратег

Основное предназначение Ту-16, конечно же, решение различных стратегических задач. Инженеры конструкторского бюро Туполева начали трудиться над созданием самолёта в 1950 году. А уже 27 апреля 1952 г. первый опытный образец поднялся в небо. В конце года это воздушное судно запустили в серийное производство. Машины Ту-16 впервые пополнили стратегические авиационные ряды в 1954 г. Конструкция этого самолёта отличалась наличием стреловидного среднерасположенного крыла и оперения такой же формы. Фюзеляж самолёта состоял из пяти отсеков и имел круглое сечение. Кабина бомбардировщика отличается повышенной герметичностью. Ее разделили на два отсека и усилили бронированным стеклом и защитными плитами. Экипаж самолёта состоял из шести пилотов. Основными двигателями машины являлись две турбореактивные установки различных модификаций. Бомбардировщик мог переносить до 9 тонн бомб, которые размещались в одном отсеке. Ту-16 можно было вооружать не только бомбами, но и управляемыми ракетами крылатого типа КС-1, КСР-5 и К-10С.

Крылатая ракета КС-1
Крылатая ракета КС-1.
Крылатая ракета К-10С
Крылатая ракета К-10С.

Тактико-технические характеристики Ту-16

Ту-16К-10-26с полной ракетной подвеской 2*КСР-5 и К-10С
Ту-16К-10-26 ВВС Северного флота с полной ракетной подвеской — две КСР-5 и К-10С.
Модификация Ту-16К-10
Размах крыльев, м 32,99
Длина, м 34,8
Высота, м 10,36
Площадь крыла, м2 164,65
Масса пустого самолета, кг 37730
Нормальная взлетная, кг 72000
Максимальная взлетная, кг 79000
Топливо, кг 36000
Тип двигателя 2 × ТРД РД-3М или РД-3М-500
Тяга, кгс 2 х 9500
Скорость максимальная, км/час 992
Скорость крейсерская, км/час 842
Перегоночная дальность, км 7200
Дальность полета, км 4800
Боевой радиус действия, км 3050
Практический потолок, м 15000
Экипаж 6-7 человек, в зависимости от модификации:

  • командир корабля
  • помощник командира корабля
  • штурман-навигатор
  • штурман-оператор (второй штурман)
  • воздушный стрелок-радист (ВСР)
  • командир огневых установок (КОУ)
  • оператор радио-электронного противодействия (РЭП) на отдельных модификациях, в частности, «Кедр»
Пушечное вооружение 6 пушек АМ-23 (три спаренные башенные установки с дистанционным управлением).
Бомбовая нагрузка 8900 кг в отсеке оружия (возможность нести ФАБ-9000 или ядерную бомбу).
Ракетное вооружение В морском варианте ракетоносец Ту-16К-10-26 выполнял полёты с двумя ракетами КСР-5 (по одной под крыльями) и одной ракетой К-10С под фюзеляжем (полуутопленной в бомбоотсеке). Боевая нагрузка в результате составляла 12410 кг.

самолет дальней авиации ту-16 тактико-технические характеристики схема

Модификации Ту-16

Модель получилась настолько удачной, что на ее основе выпущено множество различных модификаций. Кроме того, первый в России стратегический реактивный самолёт Ту-16 бесспорно и по праву считается долгожителем в авиации. Он был снят с вооружения только в 1994 году.

Необходимо отметить, что строевые самолёты по нескольку раз за время эксплуатации переделывались в различные варианты. Точный подсчёт всех модификаций, скорее всего, уже невозможен. Существовало множество самолётов одной модификации, но с различным оборудованием. К примеру, в эскадрилье постановщиков помех можно было не найти двух одинаковых самолётов. Часть самолётов переделывалась под конкретные задачи и могла стоять на вооружении только в одном определённом полку.

«88» — прототип, в начале 1952 года изготовлено 2 самолёта.

Ту-16 (изделие Н, Badger A) — средний бомбардировщик, самолет дальней авиации, первая серийная модификация, выпускался с 1953 года.

Ту-16 «Циклон-Н» — предназначался для активного воздействия на облака, а также для исследования термодинамических параметров атмосферы. Переоборудовано два ракетоносца из состава ВМФ на АРЗ г. Пушкин в 1977 году. Комплекс спецсредств состоял из кассетных держателей КДС-155 для отстрела метео-пиропатронов ПВ-50 с йодистым серебром, контейнера для сыпучих веществ (в основном, цемента марки «600»). На внешних пилонах предполагалось подвешивать контейнеры типа К-76(л) с реагентом или контейнеры типа КМГ-У. Оба самолёта базировались на аэродроме Чкаловский. Использовались во время Олимпиады-80, при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и для «разгона облаков» в центральной России.

Ту-16А (изделие НА) — стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия. Отличался бомбоотсеком с термоизоляцией. Выпускался с 1954 года. Самая массовая модификация — построено 453 машины. С одного из них 27 октября 1967 года была сброшена первая китайская термоядерная бомба.

Ту-16АФС — самолет для специальной аэрофотосъёмки. В грузовом отсеке были установлены АФА-42/20. Переоборудован один самолёт, применялся для фотосъёмки Байкало-Амурской магистрали.

Ту-16Б — средний бомбардировщик, опытная модификация с двигателями М-16-15 (РД16-15). Изготовлен в 1957 году.

Кузькина мать

Ту-16В — стратегический бомбардировщик, построенный в трёх экземплярах — носитель водородной бомбы, аналогичной взорванному 30 октября 1961 года на Новой Земле сверхмощному устройству («Царь-бомба», «Кузькина мать»).

Ту-16Г — единственный самолёт за номером СССР-Л5411 был переделан в учебный, для подготовки экипажей ГА на Ту-104, и проходил по документации как Ту-104Г.

Ту-16Е «Азалия» (Badger K) — самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех «Азалия».

Ту-16Е-ХР — самолёт для ведения фотографической, радиотехнической, радиационной и химической разведки и по составу оборудования был близок к Ту-16РР, под плоскостями устанавливались контейнеры для забора проб воздуха. Экипаж — семь человек.

Ту-16З (Ту-16Ю, Ту-163[20], изделие НЗ) — заправщик. Оснащался крыльевой системой заправки. Разработан в 1955 году. Переоборудовано более 100 самолётов Ту-16А.

Ту-16ЗА — бомбардировщик с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле (позже на обоих).

Ту-16ЗЩ — заправщик. В отличие от Ту-16З имел систему дозаправки, используемую для заправки через «конус». Применялся для дозаправки Ту-22.

К

Ту-16К — три опытных ракетоносца (под ракеты К-10С) с двигателями РД16-15 с увеличенной дальностью полёта. Испытания проведены успешно, но в серию самолёты не пошли.

Ту-16К-10 (Badger C) — дальний бомбардировщик-ракетоносец управляемой ракеты К-10С. Отличался удлиненным носовым радиопрозрачным обтекателем под параболическую антенну РЛС «ЕН». Серийно выпускался с 1959 года. Принят на вооружение только в авиацию ВМФ, в 1961 году. Построено или переоборудовано 216 машин.

Ту-16К-10(ЗА) — ракетоносец с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле.

Ту-16К-10-26 (Badger С(mod)) — дальний бомбардировщик-ракетоносец. Носитель УР К-10С, КСР-2 и КСР-5.

Ту-16К-10-26Б — доработанный вариант Ту-16К-10-26. Кроме ракет мог нести бомбы калибра 100—1500 кг на 12 держателях под крылом и фюзеляжем.

Ту-16К-11-16 (Badger G) — дальний бомбардировщик-ракетоносец управляемых ракет К-16 (КСР-2) и К-11 (КСР-11). Разработан в 1963 году. Отличался наличием станции радиотехнической разведки «Рица» и отсутствием носовой пушки. Под стандарт Ту-16К-11-16 переделывались самолёты Ту-16, Ту-16А, Ту-16З, Ту-16КС.

Ту-16К-16 (Ту-16КСР, Ту-16КСР-2, изделие НК-3) — носитель УР К-16 (КСР-2). Разработан в 1956—1958 годах. Принят на вооружение в январе 1962 года. В Ту-16К-16 переоборудовались самолёты Ту-16КС.

Ту-16К-16-26 (Ту-16КСР-2-5) — носитель УР К-26 (КСР-5). Данное обозначение получали самолёты Ту-16К-11-16 после переделки по типу Ту-16К-26.

Ту-16К-22 — носитель ракеты Х-22. Этими самолётами был вооружён единственный полк в СССР, дислоцированный в Приморском крае.

Ту-16К-26 (Badger-G(mod)) — дальний бомбардировщик-ракетоносец. Носитель УР К-26 (КСР-5). Принят на вооружение 4 декабря 1969 года.

Ту-16К-26П (изделие НК-26П) — носитель ракет КСР-5П. Разработан в начале 70-х годов.

К*

Ту-16КРМ — носитель ракет-мишеней. Мог нести мишени КРМ-1, КРМ-2, КСР-5НМ, КСР-5НВ. По заказу ПВО переоборудовано несколько самолётов.

Ту-16КРМЕ — вариант носителя мишеней МВ-1 (КРМ-2), переоборудованный из постановщика помех Ту-16Е. На самолёте стояли станции СПС-1, СПС-2. «Сирень» и автомат АСО-16. При пусках мишеней Ту-16КРМЕ мог дополнительно усложнять работу ЗРК путём постановки активных и пассивных помех. Экипаж, как и на Ту-16Е, состоял из семи человек.

Ту-16КС (Badger-B) -дальний бомбардировщик-ракетоносец противокорабельных ракет КС-1 «Комета». В бомбоотсеке установлена РЛС наведения «Кобальт-М». На вооружение принят не был, хотя эксплуатировался в авиации ВМФ и поставлялся на экспорт (около 40 самолётов этого варианта были поставлены в Индонезию и Египет).

Ту-16КСР (КСР-2) (изделие НКСР-2, Badger-G) — дальний бомбардировщик-ракетоносец под ракеты КСР и КСР-2.

Ту-16КСР-2-11 — самолёт-ракетоносец, мог нести ракеты КСР-2 и КСР-11 в любой комбинации, а также свободнопадающие бомбы. В этот вариант были переоборудованы 156 бомбардировщиков Ту-16А и Ту-16А(ЗА), дорабатывались также ракетоносцы Ту-16КСР-2А. В некоторых случаях Ту-16КСР-2-11 обозначались как изделие «НК-11-16» или изделие «НК-2».

Ту-16ЛЛ — летающие лаборатории для испытания различных двигателей. В грузовом отсеке монтировался агрегат с гидроприводом, который выпускал двигатель вниз. Для аварийных случаев имелся механизм сброса. Всего для испытания двигателей было переоборудовано 9 самолётов. Самолёты эксплуатировались 30 лет, и на них были испытаны почти все советские ТРД 2-го и 3-го поколений. Также было несколько Ту-16 с другими экспериментальными устройствами, все они проходили как «летающие лаборатории». 1 февраля 1971 года на одном из таких самолётов погиб дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.

М

Ту-16М — радиоуправляемая мишень, переоборудованная из выработавшего ресурс Ту-16. Название Ту-16М имели самолёты, переоборудованные только на Казанском авиазаводе. Самолетами-мишенями занимался также Хабаровский АРЗ № 12. При этом на самолёте оставляли помеховые станции и в зависимости от комплектации они назывались М-16-1, М-16-2, М-16-3. Мишень была рассчитана на пять полетов, четыре — с экипажем. После запуска двигателей и выруливания на старт экипаж покидал машину, далее последний полёт мишени проходил по радиокомандам с земли. На случай промаха зенитчиков или не фатальных повреждений при попадании ракеты (такое тоже было) на мишени стали устанавливать самоликвидаторы.

Ту-16Н (изделие НН) — заправщик самолётов Ту-22. Оснащался системой заправки «шланг-конус». Для облегчения выдерживания строя при заправке на Ту-16Н вдоль фюзеляжа снизу наносилась красная полоса. Начиная с 1963 года на Казанском заводе часть бомбардировщиков переоборудовалась в заправщики Ту-16Н.

Ту-16НМ — носитель мишеней типа Д-5НМ и Д-5МВ.

Ту-16НКРМ — вариант носителя мишеней, созданный в 1964 г. Под каждой из консолей его крыла подвешивалось по одной высотной скоростной мишени (имитатору цели) ИЦ-59 «Олень» массой 540 кг, оснащённой ЖРД. В 1980 г. на вооружение поступили усовершенствованные мишени ИЦ-59В «Магнит» массой 1052 кг.

Ту-16П «Букет» (Badger J) — самолёт РЭБ (групповой защиты). Оснащался станцией постановки активных помех «Букет». В начале 70-х годов в эту модификацию переоборудовались

Ту-16П «Ёлка» (изд «НЕ», «Badger H») — самолёт РЭБ — постановщик пассивных помех, в грузоотсеке устанавливались контейнеры с полуволновыми диполями АСО-16 и АСО-2Б. Мог использоваться как бомбардировщик, после демонтажа АСО-16. С 1960 года переоборудовались все Ту-16СПС.

Ту-16ПЛ (ПЛО) — противолодочный. Экспериментально были переоборудованы по одной эскадрилье на СФ и ТОФ. Мог нести сбрасываемые гидроакустические буи и противолодочное оружие, на борту имелась аппаратура «Баку». Эксперимент признали неудачным.

Р

Ту-16Р («изделие 92») — дальний разведчик. Отличался 7 фотокамерами, станцией активных помех, аппаратурой радиотехнической разведки СРС-3 в подвесных контейнерах под крылом. Разработка 1955 года.

Ту-16РМ — самолёт разведки и целеуказания. Устанавливались аэрофотоаппараты АФА-41/20, АФА-42/20, АФА-42/75, АФА-42/100, НАФА-МК-75, станция радиотехнической разведки СРС-4 и радиолокатор «Рубин-1 К». Переоборудовано несколько Ту-16К-10.

Ту-16РМ-1 (РМ-2) — самолёт морской радиоэлектронной разведки и РЭБ. Устанавливалась РЛС «ЕН-Р», станции СРС-1 и СРС-4, фотоаппараты АФА-33/20М и АФА-42/75. На некоторых машинах стояли станции помех. Переоборудованные из Ту-16К-10 получили название Ту-16РМ-1, а из Ту-16К-10Д — Ту-16РМ-2. Всего эксплуатировалось 23 самолёта.

Ту-16РР — самолёт радиационной разведки. Отличался подвесными контейнерами с аппаратурой для забора проб воздуха. Разработка 1970 года. Переоборудовано 7 Ту-16Р.

Ту-16РТ — самолётный измерительный пункт для испытаний крылатой ракеты «Буря». В 1956 году переоборудовано 6 самолётов Ту-16Р.

Ту-16РЦ — летающая лаборатория для испытаний системы наведения ракет П-6. Изготовлен в 1964 году.

С

Ту-16С — морской поисково-спасательный. Оснащался сбрасываемым катером «Фрегат». В конце 60-х годов переоборудовано несколько Ту-16Т. Стоял на вооружении до середины 80-х годов.

Ту-16СП — противолодочный самолёт.

Ту-16СПС — самолёт РЭБ (постановщик помех). На борту устанавливались станции СПС-1 и СПС-2, а в грузовом отсеке — дополнительная кабина спецоператора. Экипаж — 7 человек, выпускался с 1955 года, в дальнейшем переоборудовались в вариант «Букет».

Ту-16Т (изделие НТ) — торпедоносец. Выпускался с 1957 года Воронежским заводом. Построено или переоборудовано 76 машин. Самолёт мог нести две реактивные авиационные торпеды РАТ-52, шесть высотных торпед 45-54ВТ (или низковысотных 45-56НТ), две глубинные бомбы ВБ-2Ф, 12 авиационных донных мин АМД-4-500 или четыре мины АМД-4-1000. А также, могли подвешиваться реактивно-всплывающие мины РМ-1 и РМ-2, универсальные донные мины УДМ, донные мины МДМ-3, МДМ-4, МДМ-5, «Серпей», якорные мины «Лира», мины типа АМД-2М, ИГД-М, «Десна», учебные мины-бомбы УПАМБ-100/80, торпеды 45-36МАВ. Общий вес вооружения достигал 8,7 т. Кроме того, Ту- 16Т мог брать полный комплект вооружения обычного бомбардировщика — до 9 т. Несмотря на появление значительно более эффективных ракетоносцев, стоял на вооружении до 1972 года.

Ту-16ТРЖК — самолёт для перевозки жидкого кислорода.

Ту-104 — пассажирский самолёт. Отличался фюзеляжем увеличенного диаметра. Первый полёт 17 июня 1955 года. В 1956—1960 годах изготовлен 201 самолёт.

Ту-107 — военно-транспортный самолёт на базе Ту-104. Отличался фюзеляжем большего диаметра. Изготовлен в одном экземпляре.

Xian H-6 - вариант бомбардировщика средней дальности Ту-16, производившийся в Китае по лицензии.

Xian H-6 — вариант бомбардировщика средней дальности Ту-16 производившийся в Китае по лицензии. Изготовлено не менее 200 самолётов.

  • Xian H-6A — китайский стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия
  • Xian H-6-IV — китайский морской бомбардировщик — ракетоносец под противокорабельные ракеты типа «Шанъю» (экспортный индекс — C-601, обозначение НАТО — Silkworm).

«97» — проект модификации Ту-16 под два двигателя ВД-5 и увеличенную стреловидность крыла до 45 градусов.

«103» — проект модификации Ту-16 под четыре двигателя ВД-7 или АМ-13. Предполагалось создание сверхзвукового бомбардировщика.

От VVS