МОСКВА, 1 июн — РИА Новости. Телеканал «Звезда» опубликовал кадры, на которых проходит испытания модернизированный ракетоносец Ту-22М3М.
На ролике видны взлет, полет, а также посадка самолета. Отмечается, что испытания бомбардировщика проходили в разных погодных условиях, на различных высотах и скоростях.
Новейший российский бомбардировщик Ту-22М3М взлетает с широко расправленными крыльями. Уже при наборе скорости и переходе на сверхзвук самолет прижимает крылья и они переходят в «стреловидную» форму. На максимальных скоростях Ту-22М3М летает именно в этой позиции.
Такое «стреловидное» крыло — бесспорно, один из сложнейших элементов конструкции, позволяющий иметь одновременно как высокую скорость, так и хорошие взлетно-посадочные характеристики.
Как рассказал «Звезде» ведущий штурман-испытатель самолета Сергей Большов, уровень информационного обеспечения у модернизированной модели стал значительно выше. И это, безусловно, в значительной степени упрощает работу штурмана.
К примеру, теперь вся информация доступна в электронном формате, и решить задачу можно, не имея под рукой большого количества таблиц и справочной информации.
Основной задачей самолета является уничтожение широкого спектра наземных и надводных целей.
Модернизированный дальний бомбардировщик Ту-22М3М станет неприятным сюрпризом для американских ВМС. Об этом заявил военный эксперт Юрий Кнутов в интервью RT. По его словам, в ближайшие годы география применения Ту-22М3М расширится благодаря программе Минобороны по совершенствованию аэродромов и военных баз. Эксперт напомнил, что в конце прошлого года в Крыму завершилось строительство новой взлетно-посадочной полосы на аэродроме Бельбек. Возможность переброски Ту-22М3М в Крым, по мнению Кнутова, особенно важна.
«В акваторию Черного моря регулярно заходят американские эсминцы. Если ситуация обострится, то размещение бомбардировщиков на полуострове станет неприятным сюрпризом для ВМС США», — сказал он.
Ранее на эту тему…
Первый полет глубоко модернизированного дальнего ракетоносца Ту-22М3М состоялся.
Видеозапись первого полета новейшего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3М. Полет длился 37 минут и проходил на высоте 1500 метров, испытания проводились на аэродроме КАЗ имени С. П. Горбунова — филиала ПАО «Туполев». В ходе полета были проверены обновленные системы и оборудование бомбардировщика, отметили в «Туполеве».
Обновленный ракетоносец Ту-22М3М поднялся в небо
Самолет получил не только новую систему управления двигателями, цифровую электронику, но и возможность применять любое самое современное вооружение.
По мнению специалистов, эффект от появления в войсках Ту-22М3М сопоставим с возобновлением производства Ту-160. Ракетоносец оснастили современной цифровой электроникой: как позаимствованной у Ту-160, так и новейшей. Инженеры позаботились о надежной радиолокационной связи, оборудовав борт самолёта мощным радаром с решеткой фазированного типа, усовершенствованной навигацией, прицелами последнего поколения и системами электронного противодействия. Кабина стала «стеклянной» — информация выводится на многофункциональные дисплеи. Экипаж сократился с четырех до двух человек.
В результате модернизации самолет получил возможность использовать весь современный арсенал авиационного оружия. Он включает не только корректируемые бомбы и крылатые ракеты, но и гиперзвуковые «Кинжалы». Бомбардировщик сможет переносить не менее 4 таких ракет, максимальная дальность следования которых до 2000 км. Если же сопоставить эти уникальные способности с практически неконтролируемой траекторией запуска системы «Кинжал», то можно смело утверждать, что запускаемым ракетам не будут страшны никакие вражеские ПРО, даже самые современные. «Кинжалы» будут применяться в борьбе с военными кораблями любого типа, так как одной такой установки вполне достаточно для того, чтобы потопить огромный авианосец.
Дополнительно на Ту-22М3М разместят современные ракеты со средним и дальним радиусом действия Х-32 и Х-101, с возможностью их замены на .
В руководстве компании ранее сообщали, что у обновленного ракетоносца-бомбардировщика в результате усовершенствований будут экономичные и долговечные двигатели, система космической связи и возможность получать в полете целеуказания. В том числе с мобильных морских и наземных терминалов. А также, самолет сможет заправляться в воздухе, на нем установят специальную штангу. Это, по мнению специалистов, увеличит боевой радиус ракетоносца-бомбардировщика.
Новый носитель «Кинжала»
На сегодняшний день носителем «Кинжала» выступает модификация высотного перехватчика МиГ-31БМ с индексом «К». Однако, эта машина способна поднять в небо только одну ракету, имеющую массу около 4 тонн, из которых 500 кг приходится на боевую часть.

Ту-22М3М сможет поднять сразу четыре единицы Х-47М. Это существенно увеличит ударный потенциал этого комплекса. Выбор Ту-22М3М в качестве носителя «Кинжала» является неслучайным. Ту-22М3 уже давно стал универсальной платформой, которая имеет огромный модернизационный потенциал. Он способен нести как обычные свободнопадающие бомбы, так и крылатые ракеты типа Х-32.
Что касается непосредственно Х-47М2 «Кинжал», то лучше носителя просто не найти. Ту-160, как и Ту-95МС, — стратегический ракетоносец, задачей которого является нанесение ответных ядерных ударов по противнику. Именно Ту-22М3 хорош на дальних, но не на стратегических дистанциях. Радиус его действия как раз подходит для нанесение ударов по таким наиболее опасным для нас направлениям, как Великобритания, Германия, Япония.
BACKFIRE — ОГНЕННЫЙ ШЛЕЙФ
Контракт на проведение модернизации Ту-22М3 до версии Ту-22М3М Минобороны России подписало в феврале 2012 года .
Самолет Ту-22М – сверхзвуковой дальний бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. По классификации НАТО — BACKFIRE, «ОГНЕННЫЙ ШЛЕЙФ».
Свой первый полет опытный Ту-22М3 выполнил 20 июня 1977 года. После окончания программы по летно-доводочным испытаниям машины самолет Ту-22М3 с 1978 года запускается в серийное производство. При этом с 1981 по 1984 год ракетоносец проходил серию дополнительных испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями машины. В частности, на самолете отрабатывалось использование ракет Х-15. Бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 в окончательном варианте принимается на вооружение ВВС СССР в марте 1989 года. В результате за все годы производства в Казани было собрано 268 бомбардировщиков Ту-22М3.
К 90-м годам Ту-22М3 – это машина, развивающая скорость до 2300 км/час с возможностью несения 24 тонн полезной нагрузки. Главной ударной силой были аэробаллистическая ракета Х-15 и крылатая Х-22. Последнюю, кстати, называли «убийцей авианосцев», отсюда и прицепившееся название самолета.
Вторая молодость Ту-22М3М
Второй молодостью стала глубокая модернизация до версии Ту-22М3М. И это, безусловно, совершенно другой самолет – с полностью обновленной авионикой, которая повысила эффективность применения высокоточного оружия, обороноспособность и живучесть, навигационные качества, защищенность и надежность каналов связи. Параллельно дорабатывали ракеты Х-32, они пришли на смену прежним Х-22.
Дальность новой версии ракеты возросла с 600 км до 1000 км, а максимальная скорость достигла 5 М. То есть, теперь ракетоносцу нет необходимости входить в зону ПВО авианосной ударной группировки (АУГ). Как известно, зона имеет радиус в 700 км. После запуска Х-32 совершает горизонтальный маневрирующий полет на высоте 40 км, что делает ее недосягаемой на этом этапе для корабельной системы ПРО «Иджис». На финальном участке траектории Х-32 захватывает крупную цель, каковыми являются авианосцы или крейсера, с помощью головки самонаведения за 200−300 км. А затем атакует практически отвесно с высоты в 40 км. Предполагается, что перехват такой ракеты невозможен, впрочем, есть разные мнения на этот счет.
По сути, от прежнего самолета Ту-22М3 остался один планер и часть самолетных систем и самолетного оборудования. Размеры самолета остались теми же, 42 метра длина, 11 высота. Самое заметное внешнее отличие – появившаяся горбинка на носу. Но это тоже следствие изменения внутренностей. Помимо авионики обновили бортовое радиоэлектронное оборудование, в том числе, прицельно-навигационный комплекс. Кстати, радиоэлектронное оборудование и двигатели такие же, как у новейшего Ту-160М2. А также, улучшили эргономику кабины.
Результатом проведенных работ станет продление его срока службы до 45–50 лет. После успешных испытания в ходе первого полета Ту-22М3М должны принять решение о серийном производстве. Первые серийные Ту-22М3М пойдут в войска с 2021 года.

Конструкция и летно-технические характеристики Ту-22М3
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с низкорасположенным крылом изменяемой стреловидности (минимальный угол стреловидности консолей крыла используется при взлете и посадке, максимальный — для полетов со сверхзвуковой скоростью или на предельно малых высотах). Конструкция в основном выполнена из алюминиевых сплавов, а также высокопрочных и жаропрочных сталей, титановых и магниевых сплавов.
Элероны отсутствуют, механизация крыла включает предкрылки, закрылки и интерцепторы. Стабилизатор — цельноповоротный. Самолет имеет фюзеляж типа полумонокок, трехопорное убирающееся шасси с носовой стойкой. Силовая установка включает два турбореактивных двухконтурных двигателя с форсажной камерой НК-25 (тяга на форсаже — 25 тыс. кгс, разработчик — Куйбышевский моторный завод Минавиапрома СССР, ныне — ПАО «Кузнецов»).
- длина самолета — 42,46 м;
- высота — 11,05 м;
- размах крыла — от 27,70 м (при стреловидности 65 градусов) до 34,28 м (при стреловидности 20 градусов);
- максимальная взлетная масса — 124 тыс. кг;
- максимальная скорость полета — 2 тыс. км/ч;
- тактический радиус действия — 2 тыс. 200 км;
- практический потолок — 14 тыс. м;
- практическая дальность — 7 тыс. км;
- экипаж — четыре человека в герметизированной кабине (командир, помощник командира, штурман-навигатор и штурман-оператор);
- боевая нагрузка — 24 тыс. кг (максимальная), 12 тыс. кг (нормальная);
- вооружение — двуствольная кормовая пушка ГШ-23Л калибра 23 мм (боекомплект 750 снарядов), управляемые и аэробаллистические ракеты (в том числе гиперзвуковой комплекс «Кинжал»), свободнопадающие авиабомбы или морские мины различных типов. Ракеты размещаются в фюзеляжном отсеке и на пилонах под неподвижной частью крыла.
Предусмотрены активные и пассивные средства постановки помех. Члены экипажа в экстренном случае могут покинуть кабину при помощи катапультных кресел.
Модификации
Ту-22М3 — основная модификация;
Ту-22М3Р (или Ту-22МР) — версия с разведывательным оборудованием в контейнерном исполнении вместо бомбовой нагрузки. В конце 1980-х годов построено около десяти экземпляров. Состоят на вооружении Дальней авиации ВКС России;
Ту-22М3М — дальнейшая модернизация с целью повышения боевой эффективности и продления ресурса до 35 лет.
Ожидается, что в общей сложности около 30 единиц Ту-22М3 будут обновлены по этой программе на Казанском авиазаводе. Первый модернизированный до уровня М3М экземпляр совершил первый полет 28 декабря 2018 года. По данным «Туполева», у Ту-22М3М значительно расширен боевой потенциал, увеличен радиус действия. Глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев сообщал, что эта версия самолета сможет нести крылатые ракеты Х-32 и гиперзвуковые ракеты.
Кроме того, в 1990-х годах конструкторское бюро Туполева прорабатывало возможность создания на базе Ту-22МЗ сверхзвукового бизнесджета Ту-344 на 10-12 пассажиров. В 1990-х и 2010-х годах изучались возможности использования Ту-22М3 в качестве платформы для запуска на орбиту Земли искусственных спутников.
После завершения испытаний Минобороны намерено модернизировать до уровня Ту-22М3М весь парк строевых ракетоносцев. Обновлением самолета займутся в Казани. Всего, согласно официальной статистике, Россия имеет более 60-ти ракетоносцев. Как известно, их активно применяли и в Сирии.